Проблема способностей в психологии

Страница 6

Н. Д. Левитов различает три вида способностей: общие (так называемый интеллект), групповые (например, к музыке, к технике и т.п.) и специфические (например, в области музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, чувство мелодии и гармонии и т.д.). [31]

Н. И. Шевандрин выделяет общие и специальные способности. Под общими способностями он понимает индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и реализации различных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, математические, педагогические, художественные, организаторские и т.п. [61]

Е. А. Шумилин к общим способностям относит такие психические свойства как качества ума: широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли; качества памяти: живость памяти, полнота, точность и прочность запоминания; и наблюдательность. Специальные способности – это психические свойства, которые особенно необходимы в специальных областях деятельности. [65]

Т. И. Артемьева подчеркивает что, специальные способности представляют собой «своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях». Уровень специальных способностей зависит от общих требований к возможностям человека. [10]

Т.И. Артемьева считает, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты:

1. общий, включающий в себя качества, присущие всем людям;

2. специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями;

3. индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. [10]

К. К. Платонов в своей работе «Проблемы способностей» говорит, что хотя способности и не являются самостоятельными свойствами личности, их нельзя рассматривать в отрыве от личности. Способности – это структура свойств личности, которые входят в ее четыре основных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности. Способности – это степень соответствия личности в целом отдельной личности.

К.К. Платонов выделяет «хорошие способности» и «плохие способности». Неспособность (плохие способности) - это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, выполнения ее, и совершенствования в ней. Неспособность, как и способность, раскрывается через отношение структуры личности и требований к ней данной деятельности.

К. К. Платонов различает четыре основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные. К элементарным общим способностям относятся основные формы отражения, свойственные всем людям, хотя и неодинаково у различных людей выраженные. Например, способность суждения, эмоциональной памяти, воображения. К элементарным частным относятся отдельные свойства (черты личности), сформировавшиеся на основе индивидуально своеобразного обобщения соответствующих психических процессов (выраженная сообразительность, доброта, смелость). К сложным общим способностям относятся способности к труду, к общению и речи, к обучению, воспитанию, свойственные, хотя и не в равной мере всем людям. Сложными частными (специальными) являются профессиональные способности. [43]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Методы юридической психологии
Основными методами, которые используются юридической психологией – это различные методы беседы и опроса, методы обобщения и анализа материалов дела и независимых характеристик, структурного и структурно-генетического анализа, биографическ ...

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
сирота К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособным ...

Задержка психического развития
Результатом дифференциальной диагностики школьной неуспеваемости явилось выявление особой группы детей, которые не были умственно отсталыми, но испытывали серьёзные затруднения в усвоении школьной программы. Тестирование (А. Бинэ, Т. Симо ...