Проблема способностей в психологии

Страница 6

Н. Д. Левитов различает три вида способностей: общие (так называемый интеллект), групповые (например, к музыке, к технике и т.п.) и специфические (например, в области музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, чувство мелодии и гармонии и т.д.). [31]

Н. И. Шевандрин выделяет общие и специальные способности. Под общими способностями он понимает индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и реализации различных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, математические, педагогические, художественные, организаторские и т.п. [61]

Е. А. Шумилин к общим способностям относит такие психические свойства как качества ума: широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли; качества памяти: живость памяти, полнота, точность и прочность запоминания; и наблюдательность. Специальные способности – это психические свойства, которые особенно необходимы в специальных областях деятельности. [65]

Т. И. Артемьева подчеркивает что, специальные способности представляют собой «своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях». Уровень специальных способностей зависит от общих требований к возможностям человека. [10]

Т.И. Артемьева считает, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты:

1. общий, включающий в себя качества, присущие всем людям;

2. специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями;

3. индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. [10]

К. К. Платонов в своей работе «Проблемы способностей» говорит, что хотя способности и не являются самостоятельными свойствами личности, их нельзя рассматривать в отрыве от личности. Способности – это структура свойств личности, которые входят в ее четыре основных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности. Способности – это степень соответствия личности в целом отдельной личности.

К.К. Платонов выделяет «хорошие способности» и «плохие способности». Неспособность (плохие способности) - это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, выполнения ее, и совершенствования в ней. Неспособность, как и способность, раскрывается через отношение структуры личности и требований к ней данной деятельности.

К. К. Платонов различает четыре основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные. К элементарным общим способностям относятся основные формы отражения, свойственные всем людям, хотя и неодинаково у различных людей выраженные. Например, способность суждения, эмоциональной памяти, воображения. К элементарным частным относятся отдельные свойства (черты личности), сформировавшиеся на основе индивидуально своеобразного обобщения соответствующих психических процессов (выраженная сообразительность, доброта, смелость). К сложным общим способностям относятся способности к труду, к общению и речи, к обучению, воспитанию, свойственные, хотя и не в равной мере всем людям. Сложными частными (специальными) являются профессиональные способности. [43]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Теории памяти в психологии
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает ...

Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, котор ...

«Обработка» самого себя – психологическая особенность человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, ...