Проблема способностей в психологии

Страница 1

Как сложное и многоплановое образование, способности могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т.д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными науками состоит в том, что та или иная наука рассматривает способности исходя из их специфического проявления, механизма развития и действия тех или иных их конкретных качеств. Так, например, педагогика рассматривает способности с точки зрения их целенаправленного формирования; эстетика изучает в человеческих способностях вопросы прекрасного и т.д. Иначе говоря, каждая конкретная наука трактует человеческие способности со своих, присущих только ей позиций.

Проблема же определения сущности способностей, их структуры, выявление закономерностей их развития, а также путей формирования является необходимой задачей психологической теории.

Свой вклад в разработку проблемы способностей вносят многие отрасли психологии: общая, возрастная, педагогическая, социальная, психология труда и др.

Так, с позиций общей психологии происходит научное освещение проблемы способностей; социальная психология изучает влияние социума на развитие способностей; возрастная психология рассматривает процесс развития способностей; психология труда прослеживает изменения в способностях человека, наступающих в процессе занятия определенной деятельностью; педагогическая психология разрабатывает научно обоснованную и предельно эффективную систему направленного формирования способностей человека.

Благодаря исследованиям Б. Г. Ананьева [5], А. Г. Ковалева [25], В. А. Крутецкого [27], Н. С. Лейтеса [32], А. Н. Леонтьева [34], В. Н. Мясищева [25], К. К. Платонова [43], С. Л. Рубинштейна [50], Б. М. Теплова [53] и других отечественных психологов был сделан качественный шаг в понимании всех главных аспектов проблемы способностей.

В отечественной психологии ведущей теорией изучения способностей является теория, предложенная Б. М. Тепловым. Б. М. Теплов понимал способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В своем определении Б. М. Теплов указывал на три признака, характеризующие понятия «способность»:

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями являются не вообще всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека. [53]

Таким образом, способностями можно назвать лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности определяет своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Качественно своеобразным сочетанием способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности, является одаренность. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. [53]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Психологическая характеристика потерпевшего
Автор целиком и полностью согласен с В.Л. Васильевым, который выделяет в своей работе психологию потерпевшего в отдельную главу в отличие от других авторов. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до ...

Разум
Разум— это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных сист ...

Размер малой группы
Размер – это главная характеристика группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Началом малой группы можно считать диаду (2 чело ...