Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:
Физиологический аффект |
Патологический аффект |
1. Высшая интенсивность возбуждения |
1. Сверхинтенсивность перевозбуждения |
2. Соответствие вызвавшей причине |
2. Несоответствие вызвавшей причине |
3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания") |
3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение |
4. Несдержанность в действиях |
4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях |
5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления |
5. Бессвязное хаотическое сочетание идей |
6. Сохранение отдельных воспоминаний |
6. Амнезия |
Патологический аффект - это болезненное состояние психогенного происхождения, возникающее у практически психически здорового человека. Патологический аффект понимается психиатрами как острая реакция в ответ на психотравмирующее воздействие, на высоте развития которой имеет место нарушение сознания по типу аффективного сумеречного состояния. Аффективная реакция такого типа характеризуется остротой, яркостью выражения и трехфазностью течения: подготовительной, фазой взрыва, заключительной.
Первая фаза (подготовительная) - включает в себя личностную переработку психогении, возникновение и нарастание аффективного напряжения. Острая психогения может сокращать эту фазу до нескольких секунд, резко ускоряя возникновение аффекта. Длительная психотравмирующая ситуация удлиняет нарастание аффективного напряжения, на фоне которого психогенный повод по механизму «последней капли» может вызвать наступление острой аффективной реакции. У психически здоровых лиц для возникновения аффективной реакции в одинаковой степени имеют значение как острые, так и протрагированные психогении. Важнейшим условием, способствующим возникновению аффективной реакции, является наличие конфликтной ситуации, чувство физического или психического препятствия к осуществлению своих планов, намерений. Острая психогения может представлять собой неожиданный, сильный, субъективно значимый раздражитель (внезапное нападение, грубое оскорбление достоинства личности и др.). Фактор внезапности, «чрезвычайность» психогении для личности имеют решающее значение. При протрагированных психогениях, связанных с длительной психотравмирующей ситуацией, стойкими неприязненными отношениями с потерпевшим, длительными систематическими унижениями и издевательствами, повторениями ситуаций, вызывающих аффективную напряженность, острая аффективная реакция возникает в результате постепенного накопления аффективных переживаний. Психическое состояние подэкспертных, предшествующее поводу, вызвавшему аффективную реакцию, характеризуется обычно сниженным настроением, неврастенической симптоматикой, появлением доминирующих идей, тесно связанных с психогенно-травмирующей ситуацией и неоднократными, но безуспешными попытками ее разрешения. Факторами, способствующими облегчению возникновения аффективной реакции, являются переутомление, вынужденная бессонница, соматическая ослабленность и т.д. Под влиянием психогенного раздражителя, исходящего от непосредственного обидчика и внешне кажущегося малозначительным, внезапно, как для самого, так и для окружающих, может возникнуть реакция с агрессивными действиями, направленными против потерпевшего. Во второй фазе патологического аффекта возникает кратковременное психотическое состояние, аффективная реакция приобретает качественно иной характер. Психотическая симптоматика, свойственная патологическому аффекту, характеризуется незавершенностью, малой выраженностью, отсутствием связи между отдельными психопатологическими феноменами. Она определяется, как правило, кратковременными расстройствами восприятия в виде гипоакузий (звуки отдаляются), гиперакузий (звуки воспринимаются как очень громкие), иллюзорных восприятий. Отдельные расстройства восприятия могут быть квалифицированы как аффективные функциональные галлюцинации. Значительно более целостно бывает представлена клиника психосенсорных расстройств, нарушений схемы тела (голова стала большой, руки длинными), состояния острого страха и растерянности. Бредовые переживания носят нестойкий характер, и их содержание может отражать реальную конфликтную ситуацию.
Материалы по теме:
Представления К.Г.Юнга про коллективное и личное бессознательное
К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиц ...
Игра как средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10].
Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Элькони ...
Агрессивность подростков: ее виды и критерии
В настоящее время особенно ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них таким способом стремятся достичь чего-либо. Причем, исследования показали, что если раньше чаще всего встречались с агрессивными поведением подрос ...
Главные разделы