Проблема способностей в психологии

Страница 3

Попытка рассмотреть способности в широком личностном плане характеризует работы ленинградских психологов - Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев. Среди указанных психологов в первую очередь следует отметить работы Б. Г. Ананьева.

Развивая проблему способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и связь способностей с личностью как психологическим образованием. Способность - это не простое накопление знаний, это проявление творческого развития ума.

Б. Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера. Способности формируются в деятельности индивида, в процессе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека. Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает, что в процессе деятельности задатки превращаются в способности. [6]

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев рассматривают способности как «ансамбль свойств», которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности, включая в них систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности. Данные авторы, по мнению В.А. Крутецкого «склонны придавать большое значение природной стороне, естественным предпосылкам развития способностей. Под задатками они понимают психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживаются в самой ранней фазе овладения той или иной деятельностью». [27]

К. К. Платонов связывает способности со структурой личности, которая состоит из четырех подструктур. Наряду с этими четырьмя подструктурами К. К. Платонов указывает еще на два общих качества личности: характер и способности. Эти два общих качества личности являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. «Способности – это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможности личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней». [44]

В. А. Крутецкий считает проблему способностей проблемой индивидуальных различий. «Когда говорят о способностях, то предполагают наличие тех или иных индивидуальных различий между людьми в этом отношении». Способности не есть нечто раз и навсегда предопределенное, они развиваются в течение жизни, в деятельности. [27]

В. А Крутецкий подчеркивает, что при определении способностей следует исходить из психических процессов. «Способности - это в том числе и индивидуальные особенности психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.». В качестве компонентов способностей следует выделять и более сложные индивидуально-психологические особенности, включающие эмоционально-волевые моменты, личностное отношение. [27]

Ю. Б. Гиппенрейтер под способностями понимает « индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению». [17]

Природными предпосылками способностей являются задатки. Ю. Б. Гиппенрейтер предполагает, что задатки, возможно, состоят из некоторых свойств нервной системы: степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур; какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой челов ...

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью бо ...

Характеристика кризиса трех лет
Три года – возраст открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую прина ...