Проблема способностей в психологии

Страница 5

Во-вторых, известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических.

В-третьих, практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. [40]

С. Л. Рубинштейн выделяет общую способность или одаренность и специальные способности. «Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. [50]

С. Л. Рубинштейн считает, что общая одаренность и специальные способности взаимопроникают друг в друга. Наличие специальной способности накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности.

Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для различных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальной способностью и общей одаренностью. Чем менее специфический «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем более ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее связь с общей одаренностью. [50]

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специализированные способности к различным видам деятельности вырабатываются в результате исторического развития человечества. Способности формируются в той деятельности, в которой они проявляются. Помимо специального опыта работы в определенной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития. «Специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека». [7]

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специальные способности всегда выступают в том или ином взаимодействии, составляя своеобразные ансамбли творческих возможностей человека. «Ансамблевый характер способностей объясняется тем, что существует объективная взаимосвязь между разными видами деятельности по их предмету и структурам труда. Происхождение ансамблей способностей не ограничивается только общностью элементов сложных видов деятельности, не менее важный источник их заключен в одаренности или общих способностях. Специальные способности являются важными и самостоятельными, но все же частями общей одаренности человека, составляющей целостную структуру его возможностей в самых различных видах деятельности». [8]

В. Д. Шадриков определяет общую одаренность как «пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей», а специальные способности как «качественное своеобразие освоения и реализации отдельных психических функциях». [61]

Е. С. Кузьмин отмечает, что «специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественной, музыкальной, математической). Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, внимания, критичности, самостоятельности ума. Специальные способности характеризируются определенными, присущими только данному виду способностей чертами. [28]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Отцовство как психологический феномен
Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка. Эти исслед ...

Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития, воспитывающихс ...

Чувство
Чувство— эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. [1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «ор ...