Проблема способностей в психологии

Страница 2

Б.М. Теплов отвергал понимание способностей как врожденных особенностей человека, подчеркивал тот факт, что в основе развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, задатки. «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». [53]

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна. В своих трудах С. Л. Рубинштейн рассматривает развитие, формирование способностей, как через деятельность, так и через личностные образования. Под способностями С. Л. Рубинштейн понимал сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. [50]

«Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми понимаются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервно-мозгового аппарата человека.

С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Эти понятия взаимообусловлены: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Способность формируется в процессе деятельности. С. Л. Рубинштейн считает, «способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду. Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются». [50]

Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляют способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. [50]

Существенным показателем развития способностей является темп, легкость усвоения, быстрота продвижения и широта переноса. Об особенно больших достижениях свидетельствует умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях. [50]

В своих работах по проблемам способностей А. Н. Леонтьев ведущую роль в развитии способностей человека отдает воспитанию и социальным условиям, природная сторона способностей имеет меньшее значение.

Основная идея А. Н. Леонтьева заключается в том, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. А. Н. Леонтьев пишет, что «главная особенность рассматриваемого нами процесса усвоения или овладения состоит в том, что он создает у человека новые способности, новые психические функции» [7]

Перевод достижений общественного развития в свои способности осуществляется в процессе общения. «В этом процессе ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания». [7]

Говоря о роли задатков индивида, А.Н. Леонтьев отмечает, что она выражается в основном в специальных, «главным образом динамических, чертах его деятельности; таково, например, влияние врожденных типов высшей нервной деятельности». [7]

А. Н. Леонтьев различает у человека два вида способностей: природные, или естественные, в основе своей биологические, и способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Под способностями первого рода А. Н. Леонтьев понимает такие способности, как способность быстро образовывать и дифференцировать условные связи, или противостоять воздействиям отрицательных раздражителей. К способностям второго рода относятся способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п. [34]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериме ...

Теория двух факторов формирования личности
Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельн ...

Семья ребенка-пациента
Пациент-ребенок, как правило, является частью семьи, которая, как и любая система, состоит из различных элементов. Можно рассматривать ребенка-пациента наравне с другими членами семьи, то есть как индивидуума, но уже после пятиминутной бе ...