Становление и развитие способностей, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. Неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация, которая обеспечивает интенсивную и в тоже время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. [17]
А. Л. Готсдинер понимает способности как «одну из форм активной саморегуляции, при которой индивид приспосабливает свои родовые свойства к воздействиям внешнего мира и требованиям деятельности». [18] При длительно повторяющемся взаимодействии внешних воздействий с внутренними родовыми свойствами и адаптационными процессами формируется устойчивая психофизиологическая система и вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Объединяясь с интеллектуальными, эмоциональными, мнемическими, координационно-регулятивными процессами и многократно повторяясь, они формируются в способности. [18]
В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта, либо приобретенные навыки и умения. [47]
В отечественной и западной психологической литературе способностям посвящен ряд работ: В. С. Юркевич, Е. А. Климов, В. И. Кириенко, Л. И. Уманский, Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, П. М. Якобсон, М. Г. Давлетшин, В. Д. Шадриков, Д. Н. Завалишина, К. М. Гуревич, А. Л. Готсдинер, Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн, Л. А. Венгер, Г.И. Богин, З. Новак, В. Э. Чудновский, И. С. Якиманская, В. Н. Дружинин, Ю. А. Самарин, В.С. Мерлин, К.С. Точилов, Е. Ф. Рыбалко, А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин, Л. И. Анцыферова, Д. А. Норман, К. А. Хеллер, К. Перлет, С. П. Кудрявцева, В. П. Ягункова и другие.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и продуктивный. Для первого уровня развития способностей характерно высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, для второго уровня – создание нового, оригинального. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает в свою очередь репродуктивную.
Кроме уровней следует выделять виды способностей по их направленности. В этом плане в психологии обычно изучают общие и специальные способности.
Под общими способностями понимают либо такую систему интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями (Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, Е. А. Шумилин), либо одаренность (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков).
Под специальными способностями понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной.
Кроме этих двух видов способностей выделяется третья группа – способности к практической деятельности. Сюда относят конструктивно-технические, организаторские, педагогические способности.
Эти основные виды способностей взаимосвязаны.
Во-первых, специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллекта.
Материалы по теме:
Негативные последствия застенчивости
Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.
1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) ...
Методологические основы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека ...
Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень ...


Главные разделы