Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке [4].

Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Успешность обучения в значительной мере отражается в академической успеваемости учащихся. Проверка и оценка знаний, умений и навыков имеет воспитательное и образовательное значение, поскольку педагогическая оценка наряду с другими средствами влияния учителя является регулятором поведения и деятельности учащегося. Кроме того, на академическую успеваемость влияют и социальные факторы, поэтому этот показатель является комплексной оценкой адаптации учащихся к процессу школьного обучения.

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно- обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

По словарю Ожегова С.И., успеваемость – это степень успешности усвоения учебных предметов учащимися.

Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Находит свое внешнее выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуются успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или школе в целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

Однако в настоящее время в начальной школе практикуется безотметочная система обучения. Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности [22].

Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, т. е. естественность процесса контроля и оценки.

Обобщение умений детей выполняется на листах мониторинга уровня основных умений учеников, например, таблица «Учет выполнения учебной программы учащимися» по предметам [22].

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания
Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ...

Когнитивная теория Ж.Пиаже
Теория Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, ко ...

Схема апперцепции
Когда формируется прототип - ранний вариант личности, воплощающий цель, - устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все это, по мнению Адлера, предсказывает, что случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет вос ...