Основные методологические принципы

Материалы » Методологические принципы психологии » Основные методологические принципы

На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.Метод психологии

— это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность послужили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.

Намерение сделать психологическую науку более точной и практически полезной наукой было связано с внедрением лабораторного эксперимента. Со второй половины XIX века предпринимаются попытки количественной оценки психологических явлений. Одной из первых таких попыток было открытие серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинам стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Конец XIX века считается начальным этапом развития дифференциально-психологических исследований, в котором для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.Сегодня в ходе психологического исследования используются такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы Как правило, в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки.

Материалы по теме:

Психологическая структура судебной деятельности
Психологическая структура судебной деятельности складывается из: 1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда . Однако, если на предварительной следствии основной является познавательная деятельность, то в с ...

«Родительская» и «педагогическая» установки
Понятие установки достаточно многозначно по своему содержанию. В качестве рабочего определения можно предположить, что установка - готовность к определенному восприятию ситуации и реагированию на нее. Установка, как комплексное психологич ...

Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, ...