Психология юридического труда

Страница 5

3) Эмоциональная устойчивость в условиях стресса

. Нарушение законности при выполнении профессиональной деятельности в быстро меняющейся ситуации часто является следствием того, что сотрудники оказались эмоционально неустойчивыми: либо «цепенели» либо впадали в агрессивное поведение.

4) Отношение к лицам другой национальности и лицам с отклоняющимся поведением

. Выраженные негативные установки относительно представителей других этнических, религиозных, политических групп, резко отрицательное отношение к людям с отклоняющимся поведением (алкоголики, наркоманы, бомжи, проститутки, гомосексуалисты), с которыми в работе приходится сталкиваться наиболее часто, мешают быть объективными и беспристрастными в профессиональной деятельности юриста.

5) Способность к групповому сплочению

. Успешные специалисты социально открыты, хорошо выражают свои мысли, советуются с коллегами и способны к взаимопомощи, работе в команде.

6) Зрелое отношение к социальным авторитетам

. Пассивно-агрессивные личностные данные кандидата, неудовлетворенность, упрямство, обструктивизм и скрытое байкотирование являются скрытыми формами сопротивления авторитета в условиях профессиональной деятельности, и являются частью их социальной незрелости.

7) Гибкость (пластичность, подвижность).

Кандидат должет обладать способностью к пластичным, гибким, адаптивным формам поведения, так как профессиональная деятельность требует различных действий, зачастую без предварительной к ним подготовки.

8) Честность и совестливость

. Это сложная и труднооцениваемая переменная. Считается, что если в прошлом человек совершал бессчетные поступки, то шанс их повторения в условиях профессиональной деятельности повышается. В последнее время для выявления степени лживость используются обследования на «детекторе лжи» (полиграфе).

9) Активность личности

. Лучше всего к юридической деятельности подходят те кандидаты, которые отличаются энергичностью, инициативностью, дружелюбием и общительностью. Они активны, открыты по отношению к другим, любознательны и пытливы.

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности в нашей стране предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям выбранной профессии.

Анализ деятельности прокурорско-следственных работников показал, что значительная часть выпускников юридических вузов далеко не всегда в психологическом отношении являются профессионально пригодными. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических и психосоматических расстройств. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, уходу в другие структуры, либо вообще к смену профиля работы.

В настоящее время почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в прокуратуре не более 2-х лет, не скрывает своей апатии и безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечного тракта; 35,2% - на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% - на болезненные симптомы в области сердца. Это данные опроса 114 сотрудников прокуратуры.

У работников с большим стажем работы (78 опрошенных) : 74% регулярно испытывают негативные эмоциональные состояния в виде апатии, растерянности, усталости; 65% переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального положения. Все это негативным образом влияет на качество их труда.

Проведенный анализ позволил сформулировать 5 основных факторов профпригодности, включающих профессионально значимые психологические качества личности юриста – его психограмму.

1 фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации

. Качества личности, формирующие этот фактор, следующие:

- высокий уровень правосознания;

- честность, совестливость, гражданское мужество;

- принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;

-обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Профнепригодность по данному фактору связана с наличием: низкого нравственного облика, нечестностью, безответственного отношения к делу, недисциплинированности, склонности к алкоголизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Исследование соотношения академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников
Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные. Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на резул ...

Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности пр ...

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: фор ...