Психология юридического труда

Страница 5

3) Эмоциональная устойчивость в условиях стресса

. Нарушение законности при выполнении профессиональной деятельности в быстро меняющейся ситуации часто является следствием того, что сотрудники оказались эмоционально неустойчивыми: либо «цепенели» либо впадали в агрессивное поведение.

4) Отношение к лицам другой национальности и лицам с отклоняющимся поведением

. Выраженные негативные установки относительно представителей других этнических, религиозных, политических групп, резко отрицательное отношение к людям с отклоняющимся поведением (алкоголики, наркоманы, бомжи, проститутки, гомосексуалисты), с которыми в работе приходится сталкиваться наиболее часто, мешают быть объективными и беспристрастными в профессиональной деятельности юриста.

5) Способность к групповому сплочению

. Успешные специалисты социально открыты, хорошо выражают свои мысли, советуются с коллегами и способны к взаимопомощи, работе в команде.

6) Зрелое отношение к социальным авторитетам

. Пассивно-агрессивные личностные данные кандидата, неудовлетворенность, упрямство, обструктивизм и скрытое байкотирование являются скрытыми формами сопротивления авторитета в условиях профессиональной деятельности, и являются частью их социальной незрелости.

7) Гибкость (пластичность, подвижность).

Кандидат должет обладать способностью к пластичным, гибким, адаптивным формам поведения, так как профессиональная деятельность требует различных действий, зачастую без предварительной к ним подготовки.

8) Честность и совестливость

. Это сложная и труднооцениваемая переменная. Считается, что если в прошлом человек совершал бессчетные поступки, то шанс их повторения в условиях профессиональной деятельности повышается. В последнее время для выявления степени лживость используются обследования на «детекторе лжи» (полиграфе).

9) Активность личности

. Лучше всего к юридической деятельности подходят те кандидаты, которые отличаются энергичностью, инициативностью, дружелюбием и общительностью. Они активны, открыты по отношению к другим, любознательны и пытливы.

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности в нашей стране предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям выбранной профессии.

Анализ деятельности прокурорско-следственных работников показал, что значительная часть выпускников юридических вузов далеко не всегда в психологическом отношении являются профессионально пригодными. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических и психосоматических расстройств. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, уходу в другие структуры, либо вообще к смену профиля работы.

В настоящее время почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в прокуратуре не более 2-х лет, не скрывает своей апатии и безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечного тракта; 35,2% - на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% - на болезненные симптомы в области сердца. Это данные опроса 114 сотрудников прокуратуры.

У работников с большим стажем работы (78 опрошенных) : 74% регулярно испытывают негативные эмоциональные состояния в виде апатии, растерянности, усталости; 65% переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального положения. Все это негативным образом влияет на качество их труда.

Проведенный анализ позволил сформулировать 5 основных факторов профпригодности, включающих профессионально значимые психологические качества личности юриста – его психограмму.

1 фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации

. Качества личности, формирующие этот фактор, следующие:

- высокий уровень правосознания;

- честность, совестливость, гражданское мужество;

- принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;

-обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Профнепригодность по данному фактору связана с наличием: низкого нравственного облика, нечестностью, безответственного отношения к делу, недисциплинированности, склонности к алкоголизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Условия формирования внимания
Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависи ...

Психологические аспекты глобализации и международного терроризма
Поскольку основной угрозой миру в современных условиях общественного развития является международный терроризм, представляется оправданным подробнее рассмотреть психологические аспекты этого системного феномена. Несмотря на то, что терро ...

Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками
Наиболее часто наблюдается три типа трудностей . Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выпол ...