Психология юридического труда

Страница 2

Нестандартный, творческий характер труда юриста

проявляется в ситуациях, когда приходится иметь дело с разнообразными, нестандартными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому необходимо обладать знаниями из различных областей науки и техники, образования и культуры, иметь развитый интеллект, понимать индивидуально-психологические особенности людей, знать основные закономерности межличностного общения, группового поведения.

Процессуальная самостоятельность и персональная (для многих повышенная) ответственность юристов предусматривает независимость их деятельности.

Каждый следователь, судья или прокурор не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний, и при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону. В ст. 127 УПК РСФСР указывается, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение». В этой же статье специально оговорены случаи, когда может не согласится с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопросам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалификацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемого суду или с прекращением дела. Отмечается, что «индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя», которая налагает особый отпечаток ответственности на весь склад его психической деятельности.

Принципы самостоятельности, независимости и персональной ответственности являются основополагающими и в работе судьи, прокурора, руководителя того или иного органа юстиции. Особенно наглядно это отражено в ст. 16 УПК РСФСР о «независимости судей и подчинении их только закону».

Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них: высокого уровня профессиональной адаптации, личностной интеграции, социальной зрелости, нервно-психической и эмоционально-волевой устойчивости, развитого интеллекта, гибкого творческого мышления, смелости, решимости, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при высоком уровне самокритичности.

Приведенные выше особенности профессиональной деятельности юриста являются наиболее общими, базовыми, и не могут в полной мере отражать специфики многообразия и различных видов правоохранительной деятельности (расследование преступлений, психология допроса преступника и свидетеля, надзор за соблюдением законности, воспитательная работа с осужденными и т.п.), особенностей работы в судах и прокуратурах различного уровня и специализации (военная и транспортная, районная и областная).

Однако они являются основополагающими в подготовке будущих юристов и являются важными критериями для профессионального отбора.

Возникновение профессионального отбора связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (1908). В основу профотбора было положено соотнесение психологических характеристик человека с его будущей профессией.

Вопросам отбора людей на работу много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг – родоначальник психотехники (психологии труда),

в которой проблема профотбора занимала центральное место.

Под профотбором понимают процедуру изучения и оценки пригодности кандидата к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей, как в обычных, так и экстремальных условиях трудовой деятельности.

Профотбор предусматривает наличие профессиональной пригодностиили наличие у кандидата комплекса знаний, умений и качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Профпригодность

определяется, как личностными, так и деятельными переменными, взаимодействие которых приводит к успеху и отражается в эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею.

Выделяют 5 возможных моделей профотбора:

1) случайный выбор;

2) модель с испытательным сроком;

3) выбор, основанный на демографических данных;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Холерический темперамент
Холерический темперамент. Желчь - одна из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость сильно возбуждающая ...

Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, ...

Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40] В психодиагностике об интеллектуальных с ...