Установлена определенная зависимость профессионального поведения у лиц с различными типами акцентуации характера. Так, для лиц с истероидной и лабильной (неустойчивой) акцентуацией свойственен очень высокий процент расхождения между истинными способностями, с одной стороны, склонностями и интересами – с другой. Этим обусловлены ошибки в выборе профессии у представителей этих типов и вероятность частой смены работы на первых этапах. Лица с гипертимной акцентуацией имеют повышенную вероятность случайного выбора профессии в связи с нестойкостью и разбросанностью увлечений и склонностью ориентироваться на внешнюю привлекательность профессии; для них также повышена вероятность частых смен работы, особенно если деятельность однообразна, требует внимания к мелочам и не дает возможности широкого общения. У этой группы часты конфликты с начальством из-за нарушений режима и недостатка чувства дистанции.
Психастеническая акцентуация снижает вероятность смены работы. Лица этого типа нуждаются в коррекции заниженной прогностической профессиональной самооценки, снижающей адекватность постановки профессиональных целей и задач. В случае неадекватного выбора специальности они испытывают затруднения при реализации решения о смене работы, особенно в условиях повышенной ответственности, что может затруднить дальнейшее профессиональное самоопределение.
Но следует отметить, что профессиональная деятельность может, как способствовать сглаживанию акцентуаций, так и приводить к их усилению в случае нерационального профессионального отбора.
Проблема совершенствования профотбора юристов, особенно оперативных служб, достаточно остро стоит на повестке дня в связи с резким ростом преступности в стране. В специальной литературе подчеркивается, что выбор профессии у сотрудников правоохранительных органов, к сожалению, зачастую определяется высоким уровнем личной агрессивности и возможностью социально-приемлемым путем проявить свои деструктивные тенденции (Мещерякова А.В., Радишевская Я.Б., 2001).
Опыт других стран показывает следующее. Около 20 лет назад при комплектовании подразделений полиции в США использовался следующий минимальный набор критериев профпригодности: гражданство США, минимальный возраст – 21 год, отсутствие административных правонарушений, отсутствие судимости по уголовному преступлению, достойны моральный облик, оконченное среднее образование, хорошее состояние здоровья, положительные результаты собеседования, проводимого начальником подразделения или его представителем.
С тех пор критерии отбора и сама его процедура значительным образом изменились. Первоначально была использована клиническая беседа, проводимая врачами психиатрами, в которой особое внимание уделялось биографическим данным кандидата, где анализировались особенности становления его личности с раннего детства; начиная с 10-лтнего возраста, оценивались его успехи в начальной, средней и высшей школе, характер взаимодействия со сверстниками и родителями, финансовое и материальное положение, особенности протекания военной службы, наличие уголовных или асоциальных проступков, нарушения правил дорожного движения и совершения аварий, характер последнего места работы, уровень его компетенции, межличностные и семейные отношения и т.п.
Со временем для снижения влияния субъективных факторов персонала, проводящего отбор кандидатов, больше внимания стало уделяться стандартизированным психологическим методам и процедурам отбора. «Фокус» отбора сместился с определения психопатологии на определение позитивных черт, которые желательны для эффективной профессиональной деятельности. На практике это означало смещение акцентов от клиницистов (психиатров) к психологам.
Данный подход позволил сформулировать перечень качеств профессионала-оперативника:
1) Мотивация на карьеру в данной структуре
. Такие кандидаты более продуктивны как сотрудники. Наиболее желательны для службы в полиции люди, ориентированные на оказание помощи людям. Но существуют и формы мотивации, которые свойственны наименее успешным сотрудникам: стремление к риску и опасности в профессиональной деятельности, любовь к форме, склонность к регламентации, восприятие службы как способа почувствовать мужественность или освободиться от родительской опеки и т.д.
2) Самооценка (самоуважение и самоутверждение).Способность взять на себя руководство в различных сложных ситуациях. При этом адекватная самооценка – это обязательная психологическая характеристика успешных работников. Она связана с самоуважением и уверенностью в своих силах.
Материалы по теме:
Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков.
Подростковый возраст – пер ...
Переход потребности в мотив противоправного поведения
Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по разному. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное ...
Социальная роль
Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социа ...
Главные разделы