Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995)), доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.
Теория привязанностей имеет корни в психоанализе Фрейда З.(1939) и теории стадийного развития Эриксона Э.(1950), теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда Дж. и Миллера Н.(1938). Однако самое сильное влияние имеет этологический подход Лоренца К.(1952), распространившего идеи Лоренца К.(1952) об импринтинге на человека. Боулби Дж.(1973) развил эти идеи и выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью.
Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка. Боулби Дж.(1973) был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка.
В рамках этологии в качестве механизмов привязанности рассматриваются гормональные изменения в послеродовом периоде у матери (Клаус М., Кенелл Дж.(1976)), что обуславливает наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде. Для описания этих отношений был введен термин бондинг. Последующие работы рассматривали влияние на формирование привязанностей не только удовлетворения матерью базовых потребностей ребенка, но и высших потребностей, таких, как формирование определенных взаимоотношений, результатом которых и становится привязанность (Боулби Дж.(1973), Криттенден П.(1992), Эйнсворт М.(1979)).
Одной из наиболее известных в настоящее время считается теория Боулби Дж.- Эйнсворт М.(1973), активно разрабатываемая последние 30-40 лет. Данная теория возникла на пересечении психоанализа и этологии и ассимилировала многие другие концепции развития - бихевиоральную теорию научения, репрезентативные модели Пиаже Ж.(1926) и др[6].
В основе теории привязанности лежит положение о том, что любое отношение человека к окружающему миру и к себе изначально опосредовано отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности. Центральным понятием теории привязанности является «объект привязанности». Для большинства детей первичный объект привязанности - это мать, однако генетическое родство в данном случае не играет решающей роли. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в защите, то ребенок в дальнейшем будет способен наладить отношения с другими людьми.
Однако до тех пор, пока не будет удовлетворена базисная потребность в первичном объекте привязанности, человек не сможет установить вторичную привязанность с другими людьми - сверстниками, учителями, лицами противоположного пола. Система привязанности включает две противоположные тенденции в поведении ребенка - стремление к новому и поиск поддержки. Система привязанности активируется, когда ребенок сталкивается с неизвестным, и почти не работает в привычной безопасной обстановке[7].
Теория привязанности Боулби Дж. (1973) вплоть до настоящего времени вызывает массу откликов у исследователей и практических психологов. Некоторые из них идут по пути развития и дифференциации классического понятия привязанности, другие – ищут точки соприкосновения теории привязанности с другими направлениями психологии, третьи изучают физиологическую основу поведения привязанности в рамках междисциплинарных исследований.
Материалы по теме:
Влияние рекламы на поведение детей и подростков
Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% э ...
О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии
Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, являлись предметом изучения во многих странах. Этот период принято считать наиболее тяжелым. Меняются отношения между супругами, весь уклад семейной жизни. Именно этот период ...
Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие ...
Главные разделы