Психология юридического труда

Страница 3

4) отбор, основанный на комбинации переменных, являющихся в ряде профессий предикторами профессиональной успешности (общительность, решимость);

5) отбор, основанный на индивидуально-личностных особенностях кандидатов.

В зависимости от «сложности» профессии, избирается та модель, которую необходимо использовать при оценке и отборе специалистов.

Юридическая деятельность относится к профессиям типа «человек-человек». Основные психологические требования этой группы профессий – успешное взаимодействие между людьми. Успех зависит от направленности работника, от его умения устанавливать взаимоотношения с людьми, а не только от знаний, умений и навыков правоприменительной деятельности. Основным орудием воздействия на человека в процессе общения являются слова, жесты, мимика, интонация, поведение в целом.

Однако профессия юриста сложна по своему содержанию, и ограничивать ее деятельность только процессом личностного взаимодействия представляется недостаточным. С точки зрения психологических показателей не вся совокупность юридических профессий полностью изучена. Наиболее изученными являются профессии следователя, прокурора, судьи, т.е. тех работников, которые представляют разновидность профессий госслужбы. Наименее изученными являются профессии юрисконсульта, нотариуса, адвоката. Специфика составляющих психологических компонентов этих профессий достаточна разнообразная. Однако для всех них единым является познавательный характер, правовая регламентация, наличие полномочий власти, процессуальная самостоятельность и временной фактор.

Профотбор чаще проводится с целью выявления соответствия или несоответствия человека определенной профессии. Он позволяет улучшить качество комплектования подразделений и служб работниками, рационализировать сроки обучения, подготовки и тренировки, снизить материальные затраты на подготовку неперспективных кандидатов, сократить неоправданные потери, ранения и гибель работников при выполнении ими служебных обязанностей, уменьшить число дисциплинарных проступков и нарушений законов, снизить неоправданную текучесть и сменяемость кадров. Поэтому важно знать не только личностные особенности человека, но и требования, которые ему предъявляет будущая профессия, положительные и отрицательные последствия, к которым может привести труд по избранной специальности. Для этой цели используются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма – это описание требований, которые профессия предъявляет к психологическим особенностям человека.

Она составляется на основании анализа социально-психологических, физиологических, гигиенических, психофизиологических и других аспектов профессии. Часть профессиограммы

является психограмма– это требования, которые предъявляет профессия к психическим свойствам человека.

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными

.

Абсолютная профпригодность

характеризуется наличием таких индивидуальных особенностей человека, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности определяются уровнем развития особенностей нейродинамики (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность). Относительная профпригодностьвключает те качества, которые можно с определенными затратами времени и сил сформировать у человека.

Влияние свойств нервной системы на успешность и надежность профессиональной деятельности особенно существенно на начальных этапах освоения деятельности и в группах менее способных профессионалов. У профессионалов высокого класса оно практически исчезает, маскируясь опытом, и проявляется лишь в экстремальных ситуациях (результат стихийного отбора).

При прогнозе необходимо учитывать, что компенсация негативных особенностей нервной системы возможна только при наличии высокого уровня мотивации к профессиональной деятельности.

С начала 40-х годов в профессиональной психологии наблюдается смещение интересов исследователей с изучения психофизиологических качеств и особенностей психических процессов

в сторону всестороннего исследования личности

. А в настоящее время большинство специалистов считают, что именно личностный подход

позволяет наиболее полно изучить пути становления целостной личности профессионала

. Получила распространение концепция разработки схематического описания психологических типов профессионала в связи с типами их профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым с ...

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
сирота К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособным ...

Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что к ...