Психология юридического труда

Страница 7

Большое значение имеет понимание личностью социальных функций, которые она выполняет в связи с осуществлением правосудия. Огромная социальная значимость этих функций определяет нравственную модель личности, создает структуру профессиограммы. В специальной психологической литературе анализируется главным образом структура профессиограмм следователя и прокурора, а профессиограммы других юридических профессий находятся еще в стадии исследования и разработки.

Профессиограмма следователя по В.Л. Васильеву это многоуровневая иерархическая структура, отражающая основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.

Она состоит из нескольких блоков деятельности:

1) Поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация).

2) Коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним).

3) Удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая и разборчивая письменная речь).

4) Организационная деятельность (самоорганизованность, собранность, воля, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми).

5) Реконструктивная деятельность (хорошая память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция).

6) Социальная деятельность включает в себя общие и специальные качества. К общим качествам относятся патриотизм, гуманность, честность, принципиальность, а к специальным: стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика.

В приведенной профессиограмме следователя главенствующая роль принадлежит социальной деятельности, поскольку именно она способствует формированию профессиональных качеств. Выделяют 5 основных профессионально необходимых психических свойств личности в работе следователя и прокурора:

1.Творческое мышление

: характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Оно помогает в поиске доказательств, выявляет их причинное отношение к преступлению, разрабатывает и выдвигает следственные версии, участвует в решении сложных ситуаций гражданско-правовых споров, которые не всегда удается решить в рамках стандартно-логических операций. Творческое мышление формируется в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулирует развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

2.Коммуникабельность

: способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц, причем зачастую в экстремальных условиях. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

3.Волевые качества

: умение в сложных условиях оставаться терпимым, рассудительным, уважительным, выдержанным, уравновешенным.

4.Организаторские способности

: умение организовать собственную работу, а также работу коллег и всего коллектива.

5.Способность противостоять отрицательным эмоциям

: связана с индивидуально-личностными особенностями, и может быть определена при помощи тестовых методик.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Материалы по теме:

Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики. Психофизиологические свойства индивида соста ...

Педагог и семья ребенка-инвалида
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и ...

Юношеский возраст
Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью. Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – зак ...