Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 5

Требования от работников высокого уровня общего и профессионального образования, профессиональной квалификации, мотивации, исполнительности и профессиональной гибкости становится определяющим на рынке рабочей силы уже в первом десятилетии нашего столетия. Проведение в жизнь стратегий накопления и постоянного развития человеческого капитала, побуждающих работников и работодателей поддерживать, совершенствовать и модифицировать профессиональные знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации, реализации кадровой политики, основанной на принципах гуманизации труда и повышения качества трудовой жизни, должны явиться ключевым инструментом достижения стабильности экономического развития предприятий, каждого работника и страны в целом. Высокая квалификация, профессиональная гибкость и адаптационная способность работников становятся также основой их социальной защищённости. Такие работники уже в настоящее время наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке труда /10/.

Одним из необходимых условий эффективного развития человеческого потенциала является создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, с помощью которой могут быть реализованы следующие социальные функции:

1) подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии;

2) целенаправленная подготовка к труду;

3) эффективное планирование и устойчивое построение оптимальной профессиональной карьеры (с учетом возможной смены профессии, рода деятельности).

Таким образом, система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения призвана обеспечить профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизни, и может выступать определенной формой социальной гарантией в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

Кроме того, в современных условиях (экономические реформы, связанные с ними перманентные экономические и политические кризисы, изменение структуры рынка труда, рост безработицы, падение уровня жизни большинства населения и повышение в связи с этим социально-психологического напряжения) возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки как одного из основных направлений активной политики обеспечения занятости населения. Являясь, с одной стороны, наиболее массовым, доступным, действенным, с другой стороны, наименее затратным направление работы, система оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке способствует:

1) полному и всестороннему информированию населения о состоянии, потребностях, структуре современного рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения новых профессий, профессионально переобучения, требованиях, предъявляемых профессиями к профессиональным и личностным качествам человека, потребностях работодателей, сложившейся социально-экономической ситуации;

2) профессиональному самоопределению, осознанному выбору или перемене профессии с учетом потребностей личности и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

3) созданию адекватного ресурсного состояния и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

4) повышению мотивации к активному поиску работы, профессиональной самореализации;

5) оптимизации психологического состояния безработных и незанятых граждан, повышению уровня их социальной и психологической адаптивности в условиях современного рынка труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РА ...

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...

Негативные последствия застенчивости
Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия. 1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) ...