Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 3

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В теоретических разработках и на практике основное внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявления уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией /9/.

Вместе с тем выбор профессии во много определяется сформированными у юношей и девушек представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для конкретного индивида планируемые места в обществе и будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими способностями и склонностями. Таким образом, при проведении профориентационной работы и, в частности, профконсультацией важно не только выявить индивидуальные психологические и психофизические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

В жизни каждого молодого человека профессиональная деятельность выполняет много различных функций и не является самоцелью. Вместе с тем трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самоутверждения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. В труде удовлетворяются важнейшие потребности человека в творчестве, в созидании, в общении и коллективной деятельности. Профессиональная занятость личности оказывает существенное влияние на все другие стороны ее жизни.

В теоретическом и методологическом плане проблемы ценностно-нравственного самоопределения и нахождения смысла жизни прорабатывается самыми разными авторами, к сожалению, скорее на описательно-социологическом или узко экспериментальном уровне. В этой связи большой интерес представляют научно-методические исследования по применению активизирующих профориентационных опросников и профориентационных игр.

Полученные в исследованиях данные выявляют в целом очень широкий спектр самых различных мотивов, влияющих на профессиональный выбор молодых людей, причем в иерархии мотивов профессионального самоопределения ведущая роль принадлежит и нравственно-психологическим качествам.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересах индивида с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Социальный опыт юношей и девушек ограничен. Поэтому им трудно, с одной стороны, сопоставлять свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности. С другой стороны, им еще труднее оценить социальную важность и необходимость выбираемой профессии. Для выхода из такой ситуации у многих молодых людей в роли «подсказчика» выступает ориентация на различные группы в социальной структуре общества, на статус родителей, на отношение к безработице в зависимости от материального положения в семье /10/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстро ...

Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста
Страх преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, т ...

Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братск ...