Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 4

В исследованиях возрастных особенностей личностного и профессионального самоопределения отмечается, что одной из существенных характеристик молодых людей является подражание другим, стремление быть похожим на кого-то. Следовательно, при подготовке молодежи к выбору профессии вполне оправдано формирование у нее профессиональных предпочтений через идеал личности. Это означает, что под воздействием существующих социальных условий, конкретной общественной микросреды у юношей и девушек создается образ идеального человека (героя), который при определенных обстоятельствах формирует мотивацию различных поступков людей, в том числе и выбор профессии.

Сложившаяся структура социальных отношений, разделение труда и его неоднородность обуславливают различия в профессиональной деятельности. Различия в социальных группах определяются возможностями производственной деятельности, которые позволяют реализовать склонности и способности работника, удовлетворить важнейшие интересы и потребности личности, обеспечивать условия для развития и совершенствования человека. Таким образом, речь идет о социальном статусе молодежи.

Влияние социальных установок на выбор профессии прослеживается в ответах выпускников школ на вопрос анкеты: «Каковы Ваши жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью». Строя свои жизненные планы, около 30% молодых людей независимо от условий желают работать там, где им больше платят. Более половины людей хотели бы стать высококвалифицированными специалистами своего дела, около 15% юношей и девушек при оценке своих профессиональных планов выбрали позицию работать там, где интересно.

Включение в профориентационную работу ценностно-нравственных аспектов социально-профессиональной диагностики позволяет специалистам-профконсультантам, педагогическим работникам более эффективно вести воспитательную работу по оптимальному выбору профессии и реализации каждым человеком своих потенциальных возможностей и способностей в трудовой деятельности.

В этой связи авторы предлагают модель профессионального консультирования молодёжи, которая связана с необходимостью анализа целого комплекса социально-нравственной ориентации. Представленные результаты научных исследований и опыта практического применения предполагают построение в службе занятости населения эффективно действующей технологии профессионального консультирования.

В настоящее время разработано немало программ по вопросам профориентации школьников. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Основной целью предлагаемой вашему вниманию профориентационной программы, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, в основу которой положена трёхфакторная модель Е.А.Климова (хочу – могу – надо). Характерной особенностью программы является перенос акцентов выбора профессии на подготовку к ней.

В реализации этих задач важное значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации учащихся, в профессиональном самоопределении.

Большой интерес вызывает методическое обеспечение учебного курса, которое соответствует теоретической концепции и состоит из выбора методик, включающих опросники, тесты, профориентационные игры /19,20/.

Мир труда стоит на пороге XXI века. Потребители требуют более высокого качества и разнообразия продукции, лучшего сервиса; в процессе взаимодействуют всё более сложные системы; технологические новшества требуют постоянной перестройки. Век индустрии уступил место веку информатики. В век информации работа приобретает глобальный характер. Мы становимся свидетелями и участниками перехода к совершенно новой экономике, которая всё более и более смещается в сторону услуг, а также в направлении работы со знаниями. Это требует новых организационных структур и технологий, а также работников нового типа. Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает возрастание спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян
Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам ...

Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа воздействия и его деструктивное влияние на личность как адресата воздействия, так и на манипулятора. Ю.А. Ермаков считает, чт ...

Влияние рекламы на поведение детей и подростков
Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% э ...