Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Страница 1

Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.

Анализ возникновения и генезиса развития представлений показывают, что представление о профориентации, в первую очередь формируются семьёй, социальными институтами, средой и средствами массовой информации. Под воздействием множества информационных источников, рекламы, книг, рассказов взрослых, у подростков формируется первичный слой представлений о профессиях, как о предстоящем социуме, в котором реализуется любая деятельность. То есть об отношениях людей, их способе жизни. Именно этим обуславливается в сознании старшеклассников престижность той или иной профессии. Как правило, представления собственно о предмете и средствах деятельности, принадлежащих профессии, существуют у них лишь в зачатом виде.

Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированны на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений. Обращая данный вопрос психологам – профориентантам, можно заметить, что двухслойная организация представлений подростков предполагает минимум два пространства реализации профориентационных программ: социальное и предметно-профессиональное. Работа только в одном из них явно неэффективна.

Данный контекст создаёт необходимость реализации профориентационных программ на 4-х уровнях деятельности психолога – профориентатора:

1) Реализация профориентационных программ, призванных расширить представления подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

2) Включение подростка в рынок профессий посредствам формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы. Этот уровень предполагает целый блок деятельностных профориентационных программ: это могут быть круглые столы с профессионалами, экскурсии, стажировки. Включая подростка в систему кооперации профессионалов реализующих ту или иную деятельность, сталкивает его с реальной предметностью данной деятельности.

3) Реализация образовательно-информационных программ, направленных на формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих: ориентироваться в социальной ситуации, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности, адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

4) Реализация образовательных программ, направленная на самостоятельное формирование подростком собственных представлений, способностей выбирать, самоопределяться, ставить и достигать собственной цели, анализировать складывающуюся вокруг ситуацию.

Разрыв между часто используемыми психологами – профориентаторами средствами и проблемами профориентации подростка проявляется повсеместно. На образовательном уровне деятельности у психолога появляется необходимость использования средств не только классической психологии профориентации, но и организационно-управленческих средств построения ситуации, впрямую не связанных с обучением и воспитанием, а принадлежащих педагогике как управлению процессами развития.

В этой ситуации необходимым становится новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но и профессионального образования и понятия трудоустройства в целом /7/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Функции приватности как регуляторного процесса
Очевидно, что такое интересное явление, как приватность, выполняет важные задачи в структуре личности, самосознания и поведения человека. Так, А. Ф. Уэстин считал, что приватность служит следующим целям: 1) установлению личной автономии, ...

Актуальность этнопсихологических знаний
Актуальность этнопсихологических знаний определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна - в материалах переписи Российский Федерации было выделено 128 народов. ...

Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются с ...