Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. И выделяет следующие формы псевдоагрессии: непреднамеренная агрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.
Самоутверждение, в данном случае, выступает как движение в направлении заданной цели без промедления и страха. «Установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности» [2,239]. Человек, у которого нет препятствий для активного самоутверждения, менее ощущает страх и поэтому реже попадает в ситуации, на которые надо отвечать оборонительно-агрессивными действиями. «Главным фактором, снижающим в индивиде «агрессию самоутверждения», является авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность в самоутверждении отождествляется с грехом непослушания и бунтарством» [2, 240].
В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.
Изучение литературы по проблеме агрессивности человека и животных, приводит к однозначному выводу, что агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д.
Э. Фромм отмечает, что животное более остро ощущает опасность, а человек способен реагировать даже на опасность в будущем. Человек не только предвидит угрозу, но и позволяет уговорить себя, допускает, чтобы им манипулировали, руководили. «Только у человека можно вызвать оборонительную агрессию методом «промывания мозгов» [2, 243]. Он готов видеть опасность там, где ее нет. Он, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку нужны не только физические, но и психические условия существования. Нужна система ценностных ориентаций в жизни. Если же эта система нарушена, появляется страх, который вызывает либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегу.
Страх, боль - это те чувства, которые уже по своей природе неприятны человеку. Он пытается избавиться от них любой ценой. «Есть много способов преодоления страха . Но одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность» [2, 245].
Одним из важнейших источников оборонительной агрессии является угроза нарциссизму. Человек-нарцисс достигает чувства уверенности в себе тем, что он убежден в своем совершенстве и превосходстве над другими. И, если он ущемлен в своем нарциссизме, то воспринимает это как личную угрозу. Такой человек никогда в жизни не простит обидчика, потому что испытывает такую жажду мести, которая не может сравниться не с одной реакцией на любой другой ущерб.
В современном обществе ярко просматривается внутренняя связь между нарциссизмом знаменитых людей и потребностями публики. При этом каждый удовлетворяет свой интерес: публика - свое любопытство, а популярная личность - свой нарциссизм.
Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников оборонительной человеческой агрессии. Фанатизм является характерной чертой группового нарциссизма. Для снижения уровня группового нарциссизма необходимы коренные преобразования всей социальной организации.
Материалы по теме:
Преодоление страха у детей младшего школьного возраста
Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2 ...
Работа воспитателя по коррекции и развитию
сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Важнейшим показателем развития ребенка дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявл ...
Развитие памяти
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок ...
Главные разделы