Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития

Страница 1

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. [23]

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: мотивацию, учебную задачу, учебные операции, контроль и оценки. [29]

И. А. Зимняя считает обучаемость одним из основных показателей готовности человека к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. [24]

Б. В. Зейгарник трактует обучаемость в широком смысле слова как «потенциальную возможность к овладению новыми знаниями в содружественной с взрослыми работе». [24]

З. И. Калмыкова понимает обучаемость как совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условиях (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. [24]

Обучаемость характеризуются определенными показателями:

а) темп продвижения в освоении знаний и формирований умений,

б) легкость этого освоения (отсутствие напряженности, утомления, переживание удовлетворения от усвоения знаний),

в) гибкость в переключении на новые способы и приемы работы,

в) прочность сохранения освоенного материала. [24]

Ш. А. Амонашвили указывает, что традиционный способ обучения не считается с большим потенциалом интеллектуальных и творческих возможностей детей. [3,26-29]

А. З. Зак считает, что состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны засилье деятельности по усвоению знаний и умений существенно тормозит развитие интеллекта детей, и в первую очередь творческого мышления, с другой стороны постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. [23]

При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка. Ш. А. Амонашвили указывает, что оценка – это процесс, деятельность оценивания человеком. Отметка – результат этого процесса. Оценке обычно подвергаются наличные знания школьников и проявленные ими умения и навыки и при этом не учитываются старания и усилия, рациональность, мотив. [4]

Процесс оценки учитель осуществляет на основе критериев и требований. Оценку проверки знаний, умений и навыков учитель должен выражать словесно, а затем, завершая смысл своего оценочного суждения, заключать в условно цифровой знак – в отметку.

И. Ф. Харламов выделяет общие критерии оценки успеваемости учащихся.

Балл «5» выставляется за такие знания, когда:

а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала,

б) выделяет в нем главные положения,

в) осмысленно применяет полученные знания на практике,

г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно,

д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которых нет прямых ответов в учебнике.

Балл «4» выставляется тогда, когда:

а) ученик выявляет знание материала,

б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя,

в) умеет применять полученные знания на практике,

г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя,

г) в письменных работах делает незначительные ошибки.

Балл «3» выставляется за знания, когда:

а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя,

б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы,

в) допускает ошибки в письменных работах.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Диагностика ммд
Хотя термин «минимальные мозговые дисфункции» стал практически общеупотребительным, до сих пор не выработаны единые методологические подходы для его оценки и рассмотрения, а также диагностические критерии. Практикующие детские неврологи ...

Интернет-аддикция в подростковой среде
Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности, где властвует техника, от остальных сфер своей жизни и души, он превращается в духовного калеку. Даниил Андреев. «Роза Ми ...

Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника
Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как пи ...