Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Материалы » Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Страница 1

Общечеловеческие нормы и ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек, являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится в социальных связях с социумом.

Поскольку границы нормы весьма условны, отклоняющееся поведение не является новообразованием и признаком современности.

К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.

Архетипы находят свое содержание в народных сказаниях, мифах, легендах. Каждая легенда, каждый миф несет в себе скрытый способ решения той или иной жизненной проблемы. Остановимся подробнее на архетипе «трикстера». Этот архетип, по своей сути, является очень ярким и характерным примером девиации.

Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировой мифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер) культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник [1].

Трикстер находится на границе игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особым игровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его. Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия.

Трикстер задает динамику и направление развития мира и управляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антипод трикстер придумывает противоположный элемент.

Трикстер – это та самая неожиданность, случайность, которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности к ответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным на ожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответную реакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог– мир живет и развивается.

К.Г.Юнг рассматривал трикстера как архетип, воплощающий антисоциальные, инфантильные и неприемлемые аспекты «я».

Тема трикстера возникает не только в мифической форме, она проявляется и у современного человека. Всегда когда он попадает в сеть «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям, он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Юнг определил этот компонент образа, назвав его тенью. Он утверждает, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.

«Трикстер – и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка» [3, 347].

Он постоянно попадает в дурацкие переделки, хотя на самом деле он не злой и совершает жестокие поступки просто из-за бессознательности и покинутости.

Современный человек забыл о трикстере. Он воспринимает его лишь образно и метафорически, когда говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Подходы к исследованию антиципационных способностей в психологии
Обобщая имеющиеся работы в зависимости от использующихся методологических и объяснительных схем, можно выделить следующие подходы к исследованию антиципационных способностей. Основополагающим во многих отношениях является структурно-уров ...

Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к ...

Организационные конфликты и пути их преодоления
Для конфликтной ситуации характерно следующее: неспособность и нежелание выслушать и понять доводы противника; резкое возрастание эмоциональной напряжённости, выражающейся в агрессивности, неустойчивости и неконтролируемости реакций конфл ...