Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Материалы » Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Страница 4

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная и агрессия, связанная со структурой личности.

Причиной порождения спонтанной агрессивности являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

К деструктивной деятельности, как правило, склонны люди, которые не смогли удовлетворить свои фундаментальные потребности в привычной жизненной ситуации. Как отмечает Э. Фромм, деструктивность возникает тогда, когда человек « .не может творить, . постоянно ощущает свою изолированность и никчемность»; именно в этом случае личность стремится « .самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварского разрушения».

Биологически адаптивная агрессия вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору.

Необходимо помнить, что злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку и не порождается животными инстинктами.

Отклонения могут иметь для общества различные значения: как позитивные, так и негативные (яркое тому подтверждение - пример трикстера). Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по теме:

Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобр ...

Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста. К концу дошкольного в ...

Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...