Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Материалы » Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Страница 2

Он не догадывается о том, что его собственная скрытая и казалось - бы безвредная тень обладает свойствами, опасность которых превосходит его самые необузданные мечты. Как только начинает подавляться индивидуальность в любых своих проявлениях, тень приходит в движение и, как показывает история, может даже найти свое воплощение. «Он думает, что, если бы еда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имели автомобили, ему бы открылся смысл существования. Это - детское недомыслие, вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющее ее неосознанной. Из-за этих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своего окружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этический кодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено »[3, 351]. Т.о., психологическая фигура трикстера по Юнгу - это коллективный образ тени, объединение всех низших черт характера в людях, возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, это огромный источник энергии для будущего развития [4].

В смысле коллективного бессознательного тень - это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. тень не может быть до конца преображена воспитанием. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными нормами

Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом. Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы [4].

Глубокие социальные изменения, происходящие в современном мире, заставляют нас с новых позиций рассматривать феномен трикстера, одним из теневых проявлений которого является – деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовые нормы не в состоянии предотвратить деструктивность.

Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу – и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению.

Одним из проявлений деструктивности является агрессия. Слово «агрессия» имеет много значений, чем вызывает большую неразбериху в литературе. «Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради наживы, и к садисту, пытающему пленника» [2, 12].

Э. Фромм, аргументируя употребление слова «агрессия», в конечном счете, пришел к понятиям доброкачественной и злокачественной агрессий.

Агрессия в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, та, которая не ведет к разрушению и выполняет лишь роль сторожа интересов человека, Э. Фромм определил как доброкачественную агрессию. А стремление человека господствовать над другими живыми существами, что проявляется в желании разрушать или развлекать себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокость – злокачественной агрессией. Доброкачественную агрессию условно можно разделить на псевдоагрессию и оборонительную агрессию.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Влияние различных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающ ...

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – предпосылки и основание жизни личности в обществе
В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминации личности, а также таких связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, ее жизненного пути, структуры личности, творчества, личностн ...

Индивидуальность в социальном контексте
Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, А.Адлер учитывал и ее социальный контекст. По его мнению, поначалу дети рождаются слабыми, и их беспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Таким образом, ст ...