Самонаблюдение (интроспекция
) – метод субъективного наблюдения за своим поведением, состоянием и последующий анализ. Основной недостаток этого метода - субъективность полученных данных, зависящих от личностных особенностей наблюдателя, его направленности и теоретической подготовленности и т.д.
Эксперимент
. Экспериментальные методы сыграли огромную роль в преобразовании психологических знаний. На основе экспериментальных данных психология выделилась из философии и сформировалась как самостоятельная наука.
В середине прошлого века в физиологических лабораториях исследовались элементарные психические функции – ощущения, восприятия. Одним из первых такую лабораторию основал Вундт в Лейпциге. С.С. Корсаков по поводу В. Вундта заметил, что ему удалось сделать значительный шаг в психологию потому, что он был физиологом. У Вундта учились многие специалисты, которые приезжали из других стран, а затем возвращались на родину и там открывали экспериментально-психологические лаборатории. Экспериментальный метод необходим при исследовании причинно-следственных связей между психическими явлениями. При проведении существуют определенные этапы. Сначала идет формулировка проблемы
, затем разрабатывается методика
. Планируется сам эксперимент.
Исследователь проводит серию опытов и фиксирует количественные характеристики, которые затем анализируются, подвергаются математической обработке.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Кроме того, он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.
Имеются три основные разновидности эксперимента: естественный, ассоциативный и лабораторный
. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психические явления в условиях, более отдаленных или приближенных к действительности. Естественный
научный эксперимент организуется и проводится в жизненных условиях, где экспериментатор создав необходимые условия практически не вмешиваются в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Третья разновидность эксперимента – ассоциативный эксперимент
. Раньше он назывался именно так. А сегодня чаще его называют детектором лжи. Суть его состоит в том, что испытуемому предлагается на каждое предъявленное слово ответить первым словом, которое придет в голову. Образовывающиеся при этом ассоциации анализировались психологами и с известной долей вероятности могли указывать на причастность лица в совершенному правонарушению. В 30-х годах ХХ века наш соотечественник А.Р. Лурия усовершенствовал этот эксперимент, введя с называнием слова-ассоциации и необходимость исследования соответствующей мышечной реакции, даже минимального движения, которое фиксировалось на экране. Позже сюда подключился анализ изменения частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений - пульса, изменении влажности кожных покровов. В итоге этот усовершенствованный метод явился прообразом современного детектора лжи, полиграфа, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике. Такая аппаратура сегодня есть на службе не только у следователей развитых зарубежных стран, но и практически во всех крупных подразделениях нашей отечественной следственной системы.
Материалы по теме:
Психология управления и ее предмет
управления
Предметом изучения психологии управления являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают меж ...
Пенитенциарная психология
Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств ...
Особенности эмоционально-личностных отношений
матери и ребенка-инвалида
Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные св ...
Главные разделы