Методы юридической психологии

Страница 3

В последние годы в рамках психологии интенсивно развивается психодиагностика

, которая определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивает сбор данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

Данные психодиагностических методик послужили основой применения в судебном процессе психологической экспертизы.

Основным методом в психодиагностике является тест

(от англ. TEST – опыт, проба), использующий стандартизованные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.

Говоря об истории этого метода, следует вспомнит английского ученого Френсис а Гальтона (1822 – 1911), который в конце 19 века изобрел первые такие тесты и провел научно обоснованные испытания тестированием. В своей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих, стремившихся определить свои физические и психологические способности. Поэтому Гальтона называют первым в мире практикующим психологом. Свои методы исследования он назвал словом «тест», которое широко вошло в современный психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опубликования в 1908г. французским психологом А. Бине, Т. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей способных, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами.

Экспериментальные задания А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, где каждое деление содержало задание, выполнимое нормальными детьми определенного возраста. В Германии Вильям Штерн (1871 – 1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. «Ай-Кью»). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Если коэффициент был меньше единицы, то это свидетельствовало либо о задержке умственного развития, когда умственный возраст ниже биологического, либо об одаренности, если умственный возраст был выше единицы.

В зависимости от способа предъявления материала и вспомогательных средств выделяют различные типы тестов: тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные – это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты, представленные чертежами, графиками, картинками, рисунками, отражают те или иные предметы или их свойства или изучаемые явления. При этом анализируется эмоциональное и личностное отношение исследуемого к предъявляемым материалам.

Различают тесты, изучающие особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, способности и достижения, а также психологические свойства личности.

При проведении психологической экспертизы психологи-эксперты довольно часто используют проективные тесты, которые рассматриваются как приемы опосредованного изучения личности, в ответах которой проявляются и индивидуальные особенности (установки, отношения) и эмоциональные состояния. Наиболее распространен и апробирован проективными тестами являются: тест Роршаха, ТАТ, Розенцвейга, «незаконченные предложения», цветовой тест Люшера и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Соединение простых чувств
Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в ...

Коррекция стиля жизни
индивидуальная психология адлер В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьм ...

Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий
Исторически и методологически исходной в нашем исследовании является категория антиципации. Под антиципацией мы вслед за Б. Ф. Ломовым понимаем способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным ...