Методы юридической психологии

Страница 1

Основными методами, которые используются юридической психологией – это различные методы беседы и опроса, методы обобщения и анализа материалов дела и независимых характеристик, структурного и структурно-генетического анализа, биографический метод, психодиагностические методы, методы наблюдения и эксперимента, изучения результатов деятельности личности, метод изучения отдельного случая.

В частности, беседа

строится на доверительном общении с исследованным лицом при помощи непрямых, косвенных вопросов, через которые формируются общие личностно-значимые точки соприкосновения, что делает опрос

более эффективным и затрудняет возможность формирования лживых умозаключений и высказываний.

В целом, метод опроса

– это сбор первичных данных, на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, о субъективных состояниях личности. Используемые психологами и следователями методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенный (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысла). Они могут иметь открытый (призывающий к подробному описанию предметов и явлений) или закрытый (конкретика типа «да» или «нет») характер. При опросе важен грамотный баланс открытых и закрытых вопросов, что повышает эффективность в получении нужной информации. Этому можно быстро научиться и закрепить в работе.

Методы наблюдения

может быть внешними (сторонними), внутренним (включенными) и самонаблюдением.

Внешнее наблюдение

ведет экспериментатор. Он описывает внешность личности, ее изменения, двигательные и эмоциональные реакции, поведение. Для регистрации наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи на магнитофон, применение фотосъемки и киносъемки. Но в условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона, здесь есть определенные ограничения по использованию оперативной информации. Но данные, получаемые в ходе наблюдения за поведением обследуемого при допросах, очных ставках, следственном эксперименте могут помочь в судебном заседании более четко определить устойчивые личностные свойства, особенности привычного реагирования в кризисных ситуациях.

Внешнее наблюдение

может быть и опосредованным в том случае, когда анализ и выводы по результатам наблюдения делает лицо не участвующее в наблюдении. В таком виде наблюдения большое значение приобретает тщательность фиксации и объективность результатов наблюдения. Это достигается использованием технических средств видео- и звукозаписи.

Включенное наблюдение

используется при изучении закрытых «социальных групп», когда исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, скрывая истинные мотивы своего поведения. Достоинством этого метода является изучение и различных аспектов жизнедеятельности закрытых социальных групп. Но у этого метода есть и свои опасные стороны (внедрение в преступную группу, в тюремную камеру).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни: 1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми; 2) ...

Развитие и становление социальных сервисов интернета
Возможность непосредственного общения людей – одна из наиболее значимых составляющих новейших электронных средств коммуникации. Самыми первыми телекоммуникационными средствами нового поколения стали: · электронная почта, архитектурно пре ...

Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то: При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и на ...