Методы юридической психологии

Страница 5

С помощью анализа материалов уголовного дела получают сведения о поведении лица в ситуации преступления, до и после его совершения, о динамике развития ситуации. Уголовное дело может содержать информацию о содержательной и структурной стороне ведущих личностных мотивов, проследить процесс формирования мотивационной сферы, ретроспективно восстановить эмоциональное состояние преступника, понять его отношение к происходящему. К таким сведениям относятся данные о самоощущении, внешнем виде, даваемые человеку характеристики и пр.

Особое место в изучении личности занимает графология – наука, ставящая своей целью определение индивидуальных свойств личности по особенностям почерка. По почерку можно определить пол человека, уровень образования, эмоциональное состояние, нарушения психики и т.д.

В рамках проводимых в судебной и криминальной психологии используют биографический метод изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя эта схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Изучение личности биографическим методом включает:

1. Социально-демографические данные;

2. Уголовно-правовые данные;

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья;

4. Внешние (физические) данные: лицо; рост; вес и телосложение; голос;

5. Жизненный путь: родители, детство, школа, учебные заведения;

6. Образ жизни: семья, профессия, специальность;

7. Нравственно-правовое поведение в кризисных ситуациях;

8. Способности: интеллектуальные (склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения); специальные способности;

Опрос несовершеннолетних лиц с отклоняющимся поведением и малолетних преступников необходимо проводить по следующей схеме (А.Е. Личко):

1. Учеба – причина неуспеха, отношение с учителями и соучениками; нарушения дисциплины и чем они вызваны;

2. Планы на будущее, соотносить желаемое и возможное;

3. Отношения со сверстниками – наличие близкого друга или компании приятеля, положение среди товарищей;

4. Увеличение в настоящем и прошлом;

5. Отношение с родителями и внутрисемейные отношения – состав семьи, кто из ее членов занимает воспитанием и с кем в семье подросток наиболее близок;

6. Нарушения поведения в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему;

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них;

8. Перенесенные соматические заболевания, возможные черепно-мозговые травмы, особенно легкие, которые могли остаться неизвестными родителям (драки, занятия спортом и т.п.)

9. Сексуальные проблемы. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые подростками сведения не будут переданы ни родителям, ни другим лицам без согласия подростка.

Исследование заканчивается составлением психологической характеристики личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо – обвиняемый).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мо ...

Психолого-педагогическая характеристика младших подростков
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-13 до лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связа ...

Явления гипноза у животных
Опыты по гипнотизированию можно проделывать и со многими животными. Привести животное в такое состояние можно путем испуга, фиксации глаз пристальным взглядом и ограничения подвижности. Например, внезапное переворачивание лягушки, птицы и ...