Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях

Возрастная психология » Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях

Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Сущностные характеристики личностного самоопределения связаны с анализом термина, который в контексте различных наук употребляется в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном и др. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия, необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психолого-педагогический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение их, что приводит к утрате собственно психолого-педагогического содержания.

Сущность социологического подхода к личностному самоопределению заключается в том, что оно относится к поколению в целом, характеризуя его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. При этом исследователей интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вхождение индивида в социальные структуры.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема личностного самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире – психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Материалы по теме:

Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания
Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом общ ...

Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными. Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседн ...