В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Многочисленные исследователи детской гиперактивности говорят о том, что гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям, педагогам, это еще и серьезная социальная проблема.
У подростков с детским диагнозом СДВГ рано развивается тяга к алкоголизму, наркотикам, правонарушениям. Поэтому за рубежом и в нашей стране профилактика и лечения этого заболевания используется как превентивная мера для снижения детской и подростковой преступности. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма и наркомании и в целом для обеспечения нормальной и полноценной жизни детям с СДВГ. Необходимо уметь своевременно выявить (до поступления ребенка в школу) и правильно диагностировать это состояние.
СДВГ – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических заболеваний, при условии, если она проводится в возрасте от 3 до 7 лет.
Необходимо помнить, что отсутствие вообще какой – либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.
Дети, страдающие СДВГ, требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с этими детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться детям и быть успешными.
Основными проявлениями СДВГ считается гиперактивность, дефицита внимания и импульсивность.
Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Импульсивность свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабость контроля за своим поведением.
Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с импульсивным ребенком, это его чрезмерная и какая-то «бестолковая» подвижность. Никакие попытки вразумления на импульсивных детей, как правило, не действуют. Хотя у них все нормально и с памятью и с пониманием речи. Просто они не могут удержаться.
Гиперактивность необходимо отличать от обычной активности, которая свойственна большинству детей дошкольного возраста. Для этого сравним поведение гиперактивного и активного ребенка.
Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчинятся инструкциям. Они создают определенные трудности в работе учителям и воспитателям, потому что гиперактивные дети, очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственные. Они часто задевают и роняют предметы, толкают сверстников, создают различные конфликтные ситуации, часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризовал этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». (25, с.228)
Материалы по теме:
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...
Атрибуты личности
Воля
Воля— свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества ...
Творческое мышление как один из видов мышления
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался дать ответ на этот вопрос Дж. Гилфорд. Он считал что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. оригинальность, нетривиальность, н ...
Главные разделы