Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников » Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста

Страница 1

Стрессоустойчивость - это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [13, с. 542-543]. Стрессоустойчивость зависит от некоторых других свойств личности.

Фактором риска психоэмоционального стресса является высокий уровень притязаний, что проявляется в стремлении к первенству, социальному превосходству [50].

Стрессоустойчивость связана со свойствами нервной системы индивида. Лица с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой характеризуются более высокой стрессоустойчивостью [26].

Существуют исследования, доказывающие зависимость устойчивости к психическому стрессу от свойств темперамента. Махнач А.В. и Бушов Ю.В. установили, что более подвержены стрессорному влиянию экстраверты [37].

Большинство исследователей отмечают наличие прямой корреляционной связи между степенью выраженности тревожности и мерой подверженности стрессу [4]. Принято считать тревожность более природно обусловленным свойством человека, нежели характерологической особенностью личности [50]. Однако уровень притязаний и тревожность все же подвержены изменениям в связи с соответствующими воздействиями социума.

В младшем школьном возрасте притязание на признание проявляется прежде всего в учебной деятельности. В общении со взрослыми оно обнаруживает себя в стремлении соблюдать нормативы поведения (правильно вести себя, хорошо учиться) с целью получить похвалу. Притязание на признание среди сверстников проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Стремление «быть лучше, чем все» связано с желанием и готовностью быстрее и лучше выполнять задания, правильно решать задачи, грамотно писать, выразительно читать и т. д.

Гильбух Ю.З. выделил три типа отклонений от индивидуального оптимума учебной деятельности. Одним из них является ««перегрузка» способностей самим учеником в результате гипертрофии учебных мотивов» [16,c.152], которая проявляется в снижении познавательного интереса и доминировании завышенного притязания на признание. К этому типу относятся школьники, старающиеся учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей. Ребенок часто оказывается в ситуации фрустрации в связи с получением оценок, не соответствующих уровню притязаний. Гипертрофия мотивов обусловлена, в основном, влиянием родителей. Затраты времени на выполнение учебных заданий, как правило, непропорциональны достижениям. Оценки за домашние задания выше, чем за классные, что объяснятся возможностью работать спокойно в индивидуально приемлемом темпе и помощью родителей. Данный тип отклонения начинает проявляться уже в первом классе и может сохраняться вплоть до окончания школы.

Помимо учебной деятельности в других ситуациях, значимых для детского общения, ребенок также может стремиться к самоутверждению. Дети постоянно сравнивают свои достижения. Для них важно: «Кто ловчее?», «Кто первый?» и т.п.

Тревога - это «реакция организма на неизвестный фактор в среде или в себе. Дискомфорт, возникающий в ситуации неопределенного будущего. Проявление генерализованного ответа организма на возможную угрозу опасности, угрозу нарушения структурно-функциональной целостности» [54, с.223]

Понятия тревога и страх некоторые авторы рассматривают в качестве синонимов (Изард К. и др.). Большинство же исследователей отмечают, что это разные явления. Существует точка зрения, согласно которой страх является врожденной реакцией на опасность, а тревога - приобретенной. Другой взгляд на проблему соотношения понятий тревога и страх связан с представлениями о страхе как реакции на определенную и непосредственно воспринимаемую опасность, а о тревоге как реакции «безобъектной». Она возникает при переживании угрозы, несмотря на отсутствие реальных сигналов опасности в ситуациях неизвестности и неопределенности. Фрейд 3. [58] утверждал, что неизвестность причины не означает, что тревога - это продукт беспочвенной фантазии. Тревога в этом случае основана на угрозе, существующей в человеческой бессознательном.

Страхи и тревоги у детей имеют симптоматическое содержание такое же, как и у взрослых. Соматические проявления тревоги делятся на мышечные и вегетативные. Мышечные ощущения варьируют от едва ощутимого напряжения до тремора, спазмов, иногда мышечной слабости. Вегетативные проявления включают сердцебиение, покраснение, ощущение повышения температуры тела, потение, влажность ладоней, сухость во рту, сдавливание в груди, ощущение нехватки воздуха, учащение дыхания, колики в животе, тошноту, позывы к мочеиспусканию и дефекации. Длительное воздействие факторов, вызвавших страх и тревогу, приводит к тому, что соматовегетативные проявления могут стать регулярными, а «при наличии особенностей соматической конституции или врожденной слабости центральных регулирующих механизмов - оформляться в картины так называемых системных неврозов с нарушением деятельности физиологических систем (терморегуляции, пищеварения, дыхания, после 10 лет - сердечно-сосудистой и др.)»[23,с. 93].

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Сущность дифференциальной психометрии
Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, ...

Типы высшей нервной деятельности
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно ...

Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики. Психофизиологические свойства индивида соста ...