В пользу биологической точки зрения на мотивацию агрессивного поведения говорят следующие факты:
а) Агрессивность люди, как известно, проявляют с древних времен и задолго до возникновения общества.
б) Агрессивность, по существу, является до конца неискоренимой, проявляясь даже в высокоразвитых в экономическом и социально-культурном плане странах.
в) Агрессивность в борьбе за существование проявляют практически все животные, особенно высшие. Теория о позитивном влиянии агрессии в эволюции живых существ (К. Лоренц).
г) Доказано, что в мозге человека существует центр, стимуляция которого вызывает необоснованное агрессивное поведение (Х. Дельгадо).
В пользу социальной точки зрения:
а) Путем воспитания можно сделать человека добрым, отзывчивым и т.д., а такие черты характера исключают агрессивное поведение.
б) Теория научения (А. Бандура). Если детей в семье воспитывают так, что любые проявления агрессивности исключаются и осуждаются, если в поведении окружающих дети не видят признаков агрессивности, то они сами не вырастают агрессивными. И наоборот.
в) Фрустрационная теория. В некоторых теориях агрессивности ее возникновение связывают с частым возникновением у человека состояния фрустрации.
г) Существование в обществе "нормы взаимности", т.е. считается нормой отвечать на агрессивное поведение агрессией (эта норма всерьез оспаривается только религиозной моралью: "возлюби врага своего", "не отвечай злом на зло"), право на возмездие, как правило, признается судом как необходимая норма самозащиты.
Беспредельная "пластичность" человеческой морали часто проявляется, когда тому или иному человеку необходимо как-то оправдать свое безнравственное поведение. Эти способы оправдания выделил А. Бандура (один из наиболее глубоких современных исследователей агрессивного поведения):
а) Снижение значимости предпринятой агрессии, активный поиск "доказательств" того, что есть еще худшие действия.
б) Оправдание агрессии стремлением к какой-либо высокой цели (по принципу: "цель оправдывает средства", "лес рубят – щепки летят" и т.д.).
в) Разделение ответственности за агрессию с кем-либо еще.
г) "Расчеловечивание" жертвы по принципу: "такой человек и не такого заслуживает".
д) Отрицание личной ответственности за агрессию ("он сам напросился", "так случайно получилось" и т.д.).
е) Поиск "разумных", логически убедительных аргументов.
Считается очевидным, что человек, многократно подвергшийся агрессии, в конечном счете, становится агрессивным. Может, в большинстве случаев это и так, но известны и обратные случаи, когда человек, подвергшийся агрессии, не только сам не становится агрессивным, но и укрепляется в мысли, что необходимо быть и оставаться добрым.
Особое внимание в научной литературе уделяется подростковой агрессии. Более того, она рассматривается как вполне нормальное явление. Были выделены два пика активности: у мальчиков – в 12 и 14-15 лет, у девочек – в 11 и 13 лет. Причем, у мальчиков более выражена склонность к прямой агрессии, а у девочек – к косвенной вербальной. Одно из возможных объяснений повышенной агрессивности – что агрессивность в этом возрасте способствует завоеванию и сохранению высокого статуса среди сверстников. Также замечено, что уровень агрессивности связан с самооценкой. Чем экстремальнее самооценка (крайне завышенная или крайне заниженная), тем выше агрессивность подростка.
Материалы по теме:
Структура малой группы
Различают несколько измерений групповой структуры.
1. Формально-статусное измерение дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и практически зафиксирован в должностном распределе ...
Основные этапы истории социальной психологии
Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать от ...
Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что к ...
Главные разделы