Мотивированное и мотивационное поведение

Страница 4

В пользу биологической точки зрения на мотивацию агрессивного поведения говорят следующие факты:

а) Агрессивность люди, как известно, проявляют с древних времен и задолго до возникновения общества.

б) Агрессивность, по существу, является до конца неискоренимой, проявляясь даже в высокоразвитых в экономическом и социально-культурном плане странах.

в) Агрессивность в борьбе за существование проявляют практически все животные, особенно высшие. Теория о позитивном влиянии агрессии в эволюции живых существ (К. Лоренц).

г) Доказано, что в мозге человека существует центр, стимуляция которого вызывает необоснованное агрессивное поведение (Х. Дельгадо).

В пользу социальной точки зрения:

а) Путем воспитания можно сделать человека добрым, отзывчивым и т.д., а такие черты характера исключают агрессивное поведение.

б) Теория научения (А. Бандура). Если детей в семье воспитывают так, что любые проявления агрессивности исключаются и осуждаются, если в поведении окружающих дети не видят признаков агрессивности, то они сами не вырастают агрессивными. И наоборот.

в) Фрустрационная теория. В некоторых теориях агрессивности ее возникновение связывают с частым возникновением у человека состояния фрустрации.

г) Существование в обществе "нормы взаимности", т.е. считается нормой отвечать на агрессивное поведение агрессией (эта норма всерьез оспаривается только религиозной моралью: "возлюби врага своего", "не отвечай злом на зло"), право на возмездие, как правило, признается судом как необходимая норма самозащиты.

Беспредельная "пластичность" человеческой морали часто проявляется, когда тому или иному человеку необходимо как-то оправдать свое безнравственное поведение. Эти способы оправдания выделил А. Бандура (один из наиболее глубоких современных исследователей агрессивного поведения):

а) Снижение значимости предпринятой агрессии, активный поиск "доказательств" того, что есть еще худшие действия.

б) Оправдание агрессии стремлением к какой-либо высокой цели (по принципу: "цель оправдывает средства", "лес рубят – щепки летят" и т.д.).

в) Разделение ответственности за агрессию с кем-либо еще.

г) "Расчеловечивание" жертвы по принципу: "такой человек и не такого заслуживает".

д) Отрицание личной ответственности за агрессию ("он сам напросился", "так случайно получилось" и т.д.).

е) Поиск "разумных", логически убедительных аргументов.

Считается очевидным, что человек, многократно подвергшийся агрессии, в конечном счете, становится агрессивным. Может, в большинстве случаев это и так, но известны и обратные случаи, когда человек, подвергшийся агрессии, не только сам не становится агрессивным, но и укрепляется в мысли, что необходимо быть и оставаться добрым.

Особое внимание в научной литературе уделяется подростковой агрессии. Более того, она рассматривается как вполне нормальное явление. Были выделены два пика активности: у мальчиков – в 12 и 14-15 лет, у девочек – в 11 и 13 лет. Причем, у мальчиков более выражена склонность к прямой агрессии, а у девочек – к косвенной вербальной. Одно из возможных объяснений повышенной агрессивности – что агрессивность в этом возрасте способствует завоеванию и сохранению высокого статуса среди сверстников. Также замечено, что уровень агрессивности связан с самооценкой. Чем экстремальнее самооценка (крайне завышенная или крайне заниженная), тем выше агрессивность подростка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по теме:

Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическим влиянием называют "воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных" [62]. Многие авт ...

Определения приватности как психологического явления
Психология приватности как научное направление отделилась от экологических течений. Как можно в самом общем виде соотнести между собой классический средовой подход и теорию приватности? Средовые воздействия, будучи объективными, влияют в ...

Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования лично ...