3. В периоды известных детских возрастных кризисов (например, кризис трехлетнего возраста и подросткового) на первый план будут выходить в основном негативные мотивы социального поведения.
в) Выводы о степени развитости и соотношении мотивов и факторов мотивации у детей разных возрастных периодов
Дети раннего и младшего дошкольного возраста
До 3-х лет: особенно развит, вероятно, мотив аффилиации. На втором месте мотив оказания помощи. Затем мотив достижения успехов.
После 3-х лет: намечаются связи между тремя этими мотивами.
В этом возрасте дети еще не в состоянии различать, воспринимать и оценивать многие факторы, поэтому эта оценка будет напрямую зависеть от оценок этих факторов взрослыми, окружающими ребенка.
Начинающий развиваться мотив власти окажет влияние на развитие первых трех мотивов, т.к. детьми этого возраста положительные качества (доброта, альтруизм, компетентность в игре) ценятся выше всего.
В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в иерархии мотиваций. Это связано с тем, что дети начинают лучше оценивать, например, факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, чем касающиеся мотивации аффилиации. Многое будет зависеть от прошлого опыта ребенка (например, можно предположить, что дети, воспитываемые в домашних условиях, будут менее адекватно оценивать эти факторы, чем дети, посещающие дошкольные учреждения).
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста мотивации становятся значительно более развитыми (в связи с быстрым интеллектуальным развитием и резким расширением круга общения). Также мотивы становятся более независимыми друг от друга, что приводит к возникновению самых различных сочетаний. В этом возрасте начинает формироваться социально-мотивационный тип личности.
Подростки
В структуре мотивации, скорее всего, будут доминировать мотивы аффилиации.
На втором месте могут находиться мотивы, связанные с достижением успехов. Причем два этих мотива будут взаимодействовать (т.к. одной из наиболее значимых сфер достижения успехов для подростка является именно сфера межличностных отношений).
Мотив власти вряд ли будет находиться на одном из первых мест для большинства подростков, т.к. подростки обычно не любят тех сверстников, которые ими "командуют".
Кроме того, учитывая возрастную жесткость (подчеркиваем – не жестокость) взаимоотношений подростков, следует ожидать, что на первых местах не окажутся выраженные просоциальные мотивы типа альтруизма, особенно по отношению к сверстникам, которые по каким-либо причинам несимпатичны.
Стоит также отметить, что структура мотивационной сферы мальчиков и девочек в этом возрасте может отличаться. Так, например, можно предположить, что у мальчиков мотивы достижения успехов и власти могут занимать более высокое положение, чем у девочек. С другой стороны, у девочек на более высоком месте могут оказаться мотивы просоциального поведения и аффилиация, чем у мальчиков.
Старшеклассники
В этом возрасте завершается формирование познавательной, интеллектуальной сферы, то есть всех психических процессов. То же самое касается важнейших структур личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, потребности и т.д.). В связи с этим, в этом возрасте могут наблюдаться уже достаточно большие и устойчивые индивидуальные различия в структуре мотивов поведения. Сложившаяся к этому времени иерархия мотивов может оставаться устойчивой уже практически на всю жизнь.
Материалы по теме:
Спорт как вид деятельности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Деятельность - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовл ...
Общие свойства связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство, свойствен на ...
Динамика Я-концепции
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании Я-концепции происходит разв ...
Главные разделы