Мотивированное и мотивационное поведение

Страница 1

а) Терминология

Социальное поведение – такое поведение человека, которое рассчитано на оказание определенного влияния на других людей и (или) на изменение положения данного человека и (или) других людей в системе человеческих взаимоотношений.

Разновидности социального поведения:

Помогающее поведение – оказание прямой помощи, поддержки тому, кто в ней нуждается добровольно, без принуждения и без расчета на получение какого-либо вознаграждения, но без потенциального жертвования чем-либо (в отличае от альтруистического поведения, которое подразумевает некоторого рода риск или лишения).

Поведение привязанности – обозначает поведение ребенка в отношении взрослых людей, к которым у ребенка возникло чувство привязанности. Выражается в постоянном стремлении быть рядом.

Поведение по типу "А" - характеризуется конкуренцией, нетерпимостью, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием.

Поведение по типу "Б" - характеризуется отсутствием стремления открыто конкурировать, доброжелательностью.

Стремление добиваться успехов – порождается потребностью достижения успехов.

Стремление к избежанию неудач – противоположное стремлению добиваться успехов. Проявляется в желании быть не хуже многих других людей.

Стремление к власти – поведение людей, уже находящихся у власти.

Тревожность – когда потенциально способный, стремящийся к успеху человек терпит неудачу из-за того, что проявляет излишнее беспокойство там, где нужно было бы действовать спокойно и уверенно.

Беспомощное поведение – когда человек, имея все возможности для самостоятельного успешного решения жизненной проблемы, тем не менее бездействует, обрекая себя на неудачу.

Агрессивность – враждебность отношений между людьми.

Девиантное поведение – поведение, существенно отклоняющееся от принятых социальных, правовых, этических или моральных норм общества, нарушающее эти нормы. При этом окружающие могут испытывать неприятные ощущения, неудобство, неловкость, чувство стыда и т.п.

Мотив – любой, как правило, гипотетический, внутренний источник поведения человека, определяющий его активность, целенаправленность и устойчивость (иногда понятие "мотивы социального поведения" заменяют на понятие "социальные потребности").

Мы рассмотрим те основные мотивы, которые считаются наиболее значимыми и сильно влияющими на поведение человека, и которые наиболее глубоко изучались учеными.

Термины, называющие мотивы социального поведения:

1. Мотив достижения успеха - Мотив избежания неудач

2. Мотив аффилиации (установления близких отношений с людьми) - Мотив "боязнь быть отвергнутым"

3. Мотив привязанности

4. Мотив власти

5. Мотивы беспомощности

6. Мотивы просоциального поведения (рассчитанные на оказание помощи людям) - Мотивы антисоциального поведения (преследуют цель нанесения вреда).

Специальные понятия:

Потребность – общее состояние нужды человека как социального существа в тех общественных (социальных) условиях, которые позволяют ему становиться, оставаться личностью и развиваться как личность.

Стимул – любой внутренний или внешний фактор, который влияет на активность поведения, направленного на достижение цели.

Ценность цели – личностная значимость цели для человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Закономерности усвоения речи
Закономерностями усвоения родной речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды — естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подг ...

Сложные формы восприятия
Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. ...

Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимос ...