Субъективная вероятность достижения цели – оценка самим человеком возможности добиться успеха.
Понятие об иерархии потребностей и мотивов человека
Это понятие в данном значении отражают многоуровневое, системное соподчинение мотивов и мотиваций человека, где одни мотивы и мотивации являются более значимыми и в большей степени влияют на поведение человека, другие стоят на более низких позициях значимости, и все они взаимодействуют между собой в той или иной степени. Стабильной и постоянной упорядоченности в иерархии не существует. Степень значимости мотивов и мотиваций может меняться со временем под воздействием различных факторов. Может определяться, например:
а) Силой того или иного мотива в данный момент времени.
б) Субъективно оцениваемой вероятностью удовлетворения потребности.
в) Значимостью цели, которая может удовлетворить ту или иную потребность.
г) Оценкой индивида своих способностей.
д) Оценкой человеком затрат усилий и времени, которые ему могут понадобиться.
Мотивация – система разнообразных внутренних и внешних по отношению к человеку факторов, которые наряду с мотивом оказывают влияние на поведение. Вся совокупность одновременно действующих в данный момент времени и в данной ситуации потребностей, мотивов и стимулов, а также субъективных ценностей и вероятностей достижения цели.
Позитивная мотивация социального поведения – это совокупность мотивов и факторов, которые побуждают человека к совершению действий, полезных для него самого и для окружающих людей. К такой мотивации относится мотивация просоциального поведения (альтруизм, эмпатия, оказание помощи), стремление к достижению успехов, к установлению хороших взаимоотношений с окружающими людьми.
Негативная мотивация социального поведения – это такая мотивация, которая, напротив, порождает отрицательные последствия как для самого человека, так и для других людей. К такой мотивации относятся, например, агрессивность, избежание неудач, боязнь быть отвергнутым людьми.
Нейтральная (или асоциальная) мотивация социального поведения – такая мотивация, которая порождает поведение, само по себе не приносящее ни пользы, ни вреда людям, но в зависимости от обстоятельств может оказаться как полезным, так и вредным.
Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность.
Мотивационное поведение – побуждающее окружающих поступать в соответствии с собственными интересами.
б) Мотивы и мотивации социального поведения. Теории происхождения.
Возрастные изменения
Гипотезы о механизмах формирования и развития потребностей:
1. По Г. Оллпорту, вначале новые мотивационные черты появляются у человека, будучи функционально связанными со старыми чертами его личности. В дальнейшем они становятся независимыми. Если логически последовательно реализовать эту идею, то, в конечном счете, есть единственная или несколько простейших врожденных потребностей, к которым как к базовым можно свести все остальные мотивы. А поскольку врожденными (по современным научным представлениям) могут быть только органические потребности, то все социальные потребности ребенка могут быть сведены к ним.
Материалы по теме:
Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, п ...
Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиона ...
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [5]
Внимание в значительной степени зави ...
Главные разделы