Мотивированное и мотивационное поведение

Страница 2

Субъективная вероятность достижения цели – оценка самим человеком возможности добиться успеха.

Понятие об иерархии потребностей и мотивов человека

Это понятие в данном значении отражают многоуровневое, системное соподчинение мотивов и мотиваций человека, где одни мотивы и мотивации являются более значимыми и в большей степени влияют на поведение человека, другие стоят на более низких позициях значимости, и все они взаимодействуют между собой в той или иной степени. Стабильной и постоянной упорядоченности в иерархии не существует. Степень значимости мотивов и мотиваций может меняться со временем под воздействием различных факторов. Может определяться, например:

а) Силой того или иного мотива в данный момент времени.

б) Субъективно оцениваемой вероятностью удовлетворения потребности.

в) Значимостью цели, которая может удовлетворить ту или иную потребность.

г) Оценкой индивида своих способностей.

д) Оценкой человеком затрат усилий и времени, которые ему могут понадобиться.

Мотивация – система разнообразных внутренних и внешних по отношению к человеку факторов, которые наряду с мотивом оказывают влияние на поведение. Вся совокупность одновременно действующих в данный момент времени и в данной ситуации потребностей, мотивов и стимулов, а также субъективных ценностей и вероятностей достижения цели.

Позитивная мотивация социального поведения – это совокупность мотивов и факторов, которые побуждают человека к совершению действий, полезных для него самого и для окружающих людей. К такой мотивации относится мотивация просоциального поведения (альтруизм, эмпатия, оказание помощи), стремление к достижению успехов, к установлению хороших взаимоотношений с окружающими людьми.

Негативная мотивация социального поведения – это такая мотивация, которая, напротив, порождает отрицательные последствия как для самого человека, так и для других людей. К такой мотивации относятся, например, агрессивность, избежание неудач, боязнь быть отвергнутым людьми.

Нейтральная (или асоциальная) мотивация социального поведения – такая мотивация, которая порождает поведение, само по себе не приносящее ни пользы, ни вреда людям, но в зависимости от обстоятельств может оказаться как полезным, так и вредным.

Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность.

Мотивационное поведение – побуждающее окружающих поступать в соответствии с собственными интересами.

б) Мотивы и мотивации социального поведения. Теории происхождения.

Возрастные изменения

Гипотезы о механизмах формирования и развития потребностей:

1. По Г. Оллпорту, вначале новые мотивационные черты появляются у человека, будучи функционально связанными со старыми чертами его личности. В дальнейшем они становятся независимыми. Если логически последовательно реализовать эту идею, то, в конечном счете, есть единственная или несколько простейших врожденных потребностей, к которым как к базовым можно свести все остальные мотивы. А поскольку врожденными (по современным научным представлениям) могут быть только органические потребности, то все социальные потребности ребенка могут быть сведены к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, котор ...

Психология правонарушения
В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в с ...

Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития личностных качеств
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и обра ...