Мотивы и мотивация беспомощного поведения
Виды:
а) Когнитивная – когда человек не решает проблему по каким-то чисто субъективным причинам (недооценивает имеющиеся знания, не уверен в себе, не правильно воспринимает сложившуюся обстановку и т.д.)
б) Приобретенная – поведение, приобретенное в результате неблагоприятного прошлого опыта (когда предпринимаемые попытки не приводили к желаемому результату).
Причины возникновения:
а) Ситуационные – обстановка, в которой любой человек не нашел бы решение; невозможность разобраться в ситуации; непредсказуемость, изменчивость ситуации; понимание, что выход из ситуации зависит только от воли случая, а не от прилагаемых усилий.
б) Индивидуально-психологические – преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успехов; низкая самооценка и уровень притязаний; повышенная тревожность; недостаточно сильное желание выйти из ситуации.
Мотив и мотивация тревожности
Этот мотив заинтересовал ученых вскоре после того, как распространившиеся в мире конкурентные отношения людей, основанные на свободной рыночной экономике, привели к общему повышению уровня тревожности среди масс людей.
Высокотревожные люди эмоционально намного более остро реагируют на сообщение о неудаче или на уменьшение времени на выполнение задания, чем низкотревожные люди. Особое внимание привлекла так называемая экзаменационная тревожность. Она обычно проявляется в повышенном беспокойстве человека в тех ситуациях, когда его способности подвергаются проверке. При этом, чем очевиднее связь выполняемого задания с проверкой способностей, чем сильнее конкуренция, тем хуже высокотревожные люди справляются с заданием. Экспериментальными исследованиями (в частности, Г. Саразон) было подтверждено, что в этой ситуации низкотревожные люди обычно по результатам своей деятельности превосходят высокотревожных. Однако при незначительной или умеренной связи выполняемого задания с самооценкой нередко обнаруживается прямо противоположная зависимость: сильнотревожные испытуемые наоборот превосходят слаботревожных. Вопреки сложившемуся мнению, что высокая тревожность неизменно отрицательно влияет на деятельность человека, эти эксперименты свидетельствуют, что фактор высокой тревожности наоборот выступает как фактор, способствующий продуктивной деятельности во многих социальных ситуациях, в которых человек не подвергается испытаниям и ему не приходится напрямую соревноваться с другими людьми.
Самые общие тенденции возрастного изменения мотивов и мотиваций:
1. В те периоды жизни детей, когда ведущим видом деятельности становится общение, постепенно повышается значимость мотивов социального поведения. Согласно периодизации возрастного развития Д.И. Фельдштейна это периоды с рождения до 1 года, с 3-х до 6-7 лет, с 11-12 до 15-16 лет. В эти периоды следует ожидать усиление положительных мотивов социального поведения (мотивация аффилиации, достижения успехов, просоциального поведения). Кроме того, в эти же периоды, скорее всего, будут происходить наиболее значимые изменения в иерархии мотивов социального поведения.
2. Когда ведущим видом деятельности для ребенка становится предметная деятельность, на первый план выходит развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы в целом, в эти периоды существенного изменения силы мотивов социального поведения ждать не следует. Зато в эти периоды ребенок учится лучше оценивать свои способности, точнее прогнозировать вероятность достижения успехов, выбирать наиболее рациональные способы поведения.
Материалы по теме:
Психологические особенности
личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития
личностных качеств
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и обра ...
Понятие об эмоциях
Эмоция (от фр. emotion - чувство)
- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. ...
Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженн ...
Главные разделы