Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников

Материалы » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников

Страница 3

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева логическая память имеется уже у ребенка 3-4 лет, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте [18]. А.Н. Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс- непосредственное запоминание- постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. То, что мы может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспроизводимому материалу, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным [18, с.166].

В исследованиях Я.Л. Коломинского отмечается, что у шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание. Основную роль в развитии логического запоминания играет обучение. У детей старшего дошкольного возраста достаточно развиты такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, наглядно-образная и словесно-логическая [10].

Специальные исследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) показали различные особенности развития их памяти. Особая роль в исследованиях принадлежит выявлению связи речевой и мнестической деятельности, соотношения образа и слова при запоминании. Некоторые авторы указывают на то, что запоминание наглядного и словесного материала у детей с нарушениями речи зависит от их индивидуальных особенностей, и что с возрастом дети начинают лучше запоминать словесный, чем конкретный наглядный материал [4].

В специальной литературе отмечается то, что дети с ОНР вспоминают определенное количество предметов, стихов, небольших текстов с большим трудом. Отмечается их быстрая утомляемость, отвлекаемость, детям трудно выделить новый предмет, действие, они отвлекаются на второстепенные признаки и детали. Обращается внимание на неумение выслушать до конца двух-трехступеньчатую конструкцию, удержать ее в памяти, выполнить задание по ней [7].

В сравнительных исследованиях дошкольников с ОНР и нормально развитой речью Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой, Э.Л. Фигередо (1991) представлены результаты исследования психических функций, в частности, мнестических функций. Эти исследования позволяют заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии [1].

На особенности вербальной памяти детей с недоразвитием речи указывал И.Т. Власенко [3]. Автор исследовал, как у детей данной категории устанавливаются речесмысловые связи с помощью внешнезаданных предметных опор, опосредствующих смысловое запоминание. Почти все дети с ОНР периодически воспроизводили замену нужного слова другим (вербальная парафазия).

В исследованиях памяти у детей с моторной алалией Р.И. Мартыновой выяснилось, что запоминание у детей с алалией слабее, чем у детей с нормальным речевым развитием, что проявилось в неточности запоминания предложенного материала, замене предложенных слов синонимами [19].

Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают, что речевая недостаточность (ОНР) сказывается и на развитии памяти [29]. В сравнении с детьми с нормальным речевым развитием, у детей с ОНР заметно ниже запоминание вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, повторное называние слов. Дети часто забывают сложные конструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной сферы. Патологические проявления речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р., считают авторы, обусловлены совокупностью нарушения речевых средств, деятельности общения и вторично обусловленным отставанием опосредованных речью психических процессов, в т.ч. и памяти [29, с. 73-74].

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жи ...

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его ...

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии. По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д . Б . Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описатель ...