Фрейд и Ференци

Страница 1

В 1907 году, перечитав во второй раз «Толкование сновидений», Ференци испытал потребность написать Фрейду. При посредничестве врача доктора Штайна в 1908 году, незадолго до Зальцбургского конгресса, состоялась их первая встреча на квартире Фрейда. Общение с обеих сторон оказалось столь непринужденным и задушевным, что Ференци тут же пригласили провести летние каникулы вместе с семьей Фрейда – привилегия, которой он часто пользовался и в дальнейшем.

Ференци, когда познакомился с Фрейдом, имел врачебную практику в Будапеште и уже начала первые опыты с гипнозом. Макс Шур, с шармом и юмором, изображающий живой и умозрительный дух Ференци, отмечает, что Фрейд обращался с этим учеником и другом, словно с родным сыном и что поэтому также и в переписке проявляется полная открытость. Это можно проследить даже в небольшом отрывке: « Наши дела мы будем продолжать с осмотрительной уверенностью. Я надеялся, что Юнг подарит мне ощущение, что дети хорошо пристроены, без этого еврейский отец не может ни жить, ни умереть. Теперь я радуюсь, что подобную уверенность внушаете мне Вы и Ваши друзья.

С сердечными пожеланиями на последующие две трети Вашего индивидуального существования. Дружески преданный Вам Фрейд»[5].

Самым поразительным примером фрейдовской нетерпимости и авторитарности является его отношение к Ференци, который долгие годы был самым преданным другом и учеником, не имевших притязаний, и лишь к концу жизни предположил, что пациентам нужна любовь, та любовь, в которой они нуждались, но не получали в детстве. Это привело к определенным изменениям в технике, переходе от совершенно безличного, от фрейдовского «зеркального» положения аналитика к более человечному и любовному отношению к пациенту.

С этим предложением ученик пришел к своему учителю. Но Фрейд не терпел поправок в своей теории. Он внимательно выслушал все высказывания Ференци с нарастающим нетерпением и предупредил ученика, что тот вступает «на опасную почву и в самой основе» расходится «с традиционными обычаями и техникой психоанализа». После чего Фрейд развернулся и вышел из комнаты. Ференци был рядом с Фрейдом почти всю жизнь. Они вместе с ним посещали Париж, Флоренцию, Неаполь и Сицилию, Рим и многие другие места, но за десять лет до смерти Фрейда осенью 1929 года Ференци отходит от своего учителя.

Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениями не казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венское психоаналитическое общество приняло его к себе и назначило президентом, после чего и начались разногласия.

Вот что говорил Фрейд по поводу отношения к Адлеру: « Теории Адлера начинают слишком сильно отклоняться от истинного пути, и пришло время установить порядок. Он забыл слова апостола Павла, те слова, которые Вы знаете лучше меня: «и я знаю, что нет у тебя любви». Он создал систему мира без любви, и я готов обрушиться на него карающим мечом обиженной богини Либидо. Моим принципом всегда была толерантность, а не насаждение своего влияния, хотя, на практике это не всегда действует». На одном из заседаний Венского общества, на котором Адлер представил свою теорию, Фрейд воспользовался случаем и ответил своему оппоненту в манере, которой Фриц Виттельс назвал попыткой «уничтожить своего противника». Тогда самые верные ученики сомкнули свои ряды вокруг Фрейда, и, - как пишет Виттельс, - «все вместе набросились на Адлера, это было нечто невиданное по своей ярости, даже в вызывающей столько разногласий области, как психоанализ». Но Фрейд не только набросился на Адлера, он еще и намеренно усугубил обстановку. Позднее в феврале 1911 года, Фрейд добился и одной из своих целей, когда Адлер покинул пост президента Венского общества. Вместе с ним ушел и Вильгельм Штекель. В июне того же года Фрейд настоял на том, чтобы Адлер был изгнан и из всех остальных обществ. В августе 1911 года основатель психоанализа объяснял Эрнесту Джонсу, что размолвка с Адлером была неминуемой и, если уж кто и несет ответственность за умышленное создание такой «критической ситуации», так это – Адлер. О том насколько глубока была неприязнь Фрейда к своему ученику моно судить по тем словам кот он сказал об этом, так называемом «кризисе» «это мятеж ненормального человека,- писал Фрейд Джонсу,- которого амбиции довели до сумасшествия его влияние основано лишь на проявлениях крайнего садизма и терроризма по отношению к другим». Фрейд не хотел довольствоваться частичной победой, поэтому, когда осенью 1911 года состоялось заседание венского общества, он еще более усугубил и без того напряженную ситуацию. Именно тогда отец психоанализа объявил, что Адлер ушел в отставку вмесите с тремя самыми верными последователями и то, что они объединились в адлерианскую группу. Фрейд категорически был против содействия с данной организацией и поставил всех перед выбором либо с ним, либо с Адлером, тогда с ним вообще разрываешь связь.[6]

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Понятие и общая логика психологического исследования
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Т ...

Теории памяти в психологии
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает ...

Организация как социальная группа
Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеолог ...