Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников

Страница 2

Для нас важны выводы исследования О.Р. Меремьяниной [21] о том, что личностная саморегуляция возможна на этапе появления рефлексии у старшего дошкольника. Развитие личностной саморегуляции связано с осознанием и усвоением нравственных норм и правил как собственных эталонов поведения, переносом их в самодеятельность. Складывается положительное представление о себе, формируется поведенческая компетентность, которая позволяет ребенку, имеющему положительный опыт саморегуляции, действовать в ситуациях нравственного выбора и отсутствия внешнего контроля, решать несложные проблемы. На этапе появления устойчивого нравственного мотива рефлексия начинает регулировать направленность желаний детей.

В ситуациях затруднения дети обращаются за помощью к взрослым, формулируя при этом запрос на конкретную информацию или обучение способам действия. Это указывает на зарождение определяющей рефлексии, формула которой: «Я знаю, и я знаю, что знаю (или не знаю)» [27; 132]. При совместном решении проблемы возникает сотрудничество ребёнка со взрослым, существенный признак которого «незеркальный, несимметричный характер». Ребёнок не копирует образец того, что сделал взрослый, а определённым образом изменяет.

Указанные личностные новообразования превращают ребенка к концу старшего дошкольного возраста «…из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждениям, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни» [7; 98].

Возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний совершается не путем пассивной адаптации ребенка к требованиям социальной среды, его окружающей, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми — взрослыми и сверстниками. Развитие такой нравственно развитой личности в своей основе опирается на эмпатию.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже «вчувствоваться» в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

В дошкольном возрасте развитие личностной саморегуляции требует создания особых педагогических условий, поддерживающих процесс развития ценностно-смысловой сферы, активности и рефлексии. В этом случае важно: помочь старшим дошкольникам ориентироваться в окружающем мире, выбирать личностно значимые цели, энергетически поддерживать необходимое напряжение для достижения значимого; обогатить их жизнь всеми доступными видами деятельности, общения, оказывать эмоциональное, творческое их развитие; учить старших дошкольников адекватной самооценке и осознанию собственной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Определения приватности как психологического явления
Психология приватности как научное направление отделилась от экологических течений. Как можно в самом общем виде соотнести между собой классический средовой подход и теорию приватности? Средовые воздействия, будучи объективными, влияют в ...

Холерический темперамент
Холерический темперамент. Желчь - одна из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость сильно возбуждающая ...

Характеристика кризиса семи лет
В качестве основной психологической характеристики выделяется "потеря непосредственности", которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т. е. неестественностью поведения, с другой — возникновением форм п ...