Мотивы – это движущие силы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человека потребность в каких – либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес или привычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивами осуществления какой – либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступков человека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиеся лишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут быть как отрицательными (зависть, злость, гнев и т.д.) так и положительными (сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).
Существенным моментом, характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзное изменение, которое происходит с его нравственными чувствами.
Со временем в результате сложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается на качестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.
Существует связь между уровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, что степень успешности продвижения человека к поставленной цели прямо пропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.
Наилучшее понимание специфики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изучении изменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующих чувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболее существенных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональные реакции.
Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца прежде всего сосредоточена на том что связано с удовлетворением \ неудовлетворением его витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общение и т.д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается, Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают участие в формировании эмоциональной сферы.
Эмоциональная жизнь младшего школьника. Этот возраст охватывает период от 7 – 8 до 11 – 12 лет и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость и непосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.
Материалы по теме:
Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития, но прежде, чем использовать эти резервы развития необходимо давать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
К концу дошкольного в ...
Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания
В подростковом возрасте негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов. В гармоничной семье все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной ...
Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
подросток семья воспитание характер
Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:
- реакц ...
Главные разделы