Условия воспитания культуры поведения и отношений

Страница 4

Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:

а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]

Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.

Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.

В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.

Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.

В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова "Фома" или Г. Остера "Вредные советы", дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.

—Я так не делаю! Это стыдно!

— Если так делать, от тебя все ребята отвернутся!

Для стимуляции положительных поступков целесообразно использовать художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например: Е. Пермяк "Чужая калитка", Э. Цурюпа "Неизвестный друг", В. Донникова "Канавка". [6]

Хорошую помощь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Например, воспитатель ставит на стол конфеты, но их число меньше, чем число детей. Двоим детям конфет не хватит. Когда все взяли по конфете, двое растерянно смотрят на сверстников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по теме:

Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития. Подви ...

Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Исследованию детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию ...

Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, сост ...