Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста

Материалы » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.

Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

2. Особенностью психического развития детей среднего, старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

3. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Проблема нравственного воспитания волновала педагогов с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным считали только того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. В разные исторические периоды жизни выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

Так, философ-идеалист Сократ (469-399 г. г. до н. э), считал, что существуют всеобщие и неизменные понятия. Целью воспитания, по его мнению, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э.), в области нравственного воспитания выдвигал в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других.[19]

Русские просветители А. Н. Радищев, В.Г. Белинский, А. И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для развития гармоничной личности.

В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. [ 4 ]

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова [24] и другие.

Таким образом, тема нравственного воспитания актуальна во все времена.

Материалы по теме:

Теории привязанности
Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995)), доказали важность привязанностей ...

Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предп ...

Способности личности
Проблема способностей в психологи представляет собой наименее разработанную область по причине ее своеобразной «закрытости». Ее «закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г. после известного постановления ЦК ВКП (б) ...