Личность в юридической психологии

Страница 9

С помощью восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки следственных и судебных ошибок, и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Виды восприятия соответствуют видам анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные или кинестетические. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность.

В отличие от ощущений, восприятие формирует целостный образ предмета или явления, даже такого сложного как преступление. В силу этого человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что нередко приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только , что они видели или слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта. Ведь если у человека было красным лицо, то это может быть не только эффект «парной бани», но и другие причины.

Активность восприятия носит поисковый характер и связана с процессом целенаправленного и избирательного отбора и синтеза признаков предмета. Здесь действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании и тактильном восприятии, движение зрачков, перемещение тела в пространстве. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере упрощен или свернут, что необходимо учитывать при анализе получаемой следственной информации, задавая дополнительные, уточняющие вопросы.

Осмысленность восприятия тесно связана с процессом мышления. Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем предмет нашего познания. Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. Использование речи обостряет восприятие, помогает выделить существенные признаки и их отношения. Пожалуй нет лучше способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней речи, но и письменной речи. Вот почему требования законодателя о протоколировании следственных действий, изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивание планов и схем имеет под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу. Посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя, что может привести к очень серьезным осложнениям по делу.

Существенное значение в перцептивной стороне познания имеет организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Тенденция к мыслительной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Материалы по теме:

Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
подросток семья воспитание характер Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания: - реакц ...

Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их семей
Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, ф ...

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы пе ...