Личность в юридической психологии

Страница 13

Требования к мыслительным способностям юриста:

- познавательная активность, легкость генерирования идей;

- глубина и широта мышления;

- проностичность и рефлексивность мышления;

- гибкость, подвижность мыслительных процессов;

- самостоятельность мышления.

Способы активизации мыслительной деятельности:

- стимуляция мотивов мыслительной деятельности;

- активное включение в поисковую деятельность;

- вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации;

- метод проигрывания ролей;

- отсрочка;

- метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Эмоционально-волевая сфера

является также чрезвычайно важной, так как оказывает мощное влияние на поведение личности, способствует формированию и совершению противоправных действий, активно участвует во всех следственных и судебных процедурах, формировании феноменов «раскаивания» и «перевоспитания». Нередко эмоциональные состояния и чувства тяжело переживаются, вызывая у людей глубокие нравственные страдания. Иногда это может рождать побудительную силу, толкающую человека к агрессивным формам реагирования, насильственным действиям. Подобные эмоциональные состояния должны учитываться судом и, согласно законодательству (ст. 61 УК РФ), в некоторых случаях рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельство.

Эмоция (лат. – волную) – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, они всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Выходя из под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье.

Чувства

в отличие от эмоций,

являются более емкими, социально и интеллектуально насыщенными проявления психики. Они определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, и характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувстве долга, патриотизма, сострадания.

Эмоциональные состояния

– это довольно стойкие и сложные, динамические, относительно устойчивые личностные образования. Они формируют настроение человека, определяют его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Обрадованный субъект видит мир сквозь «розовые очки», у разгневанного появляются лишь «сердитые мысли».

Велика роль эмоций в развитии межличностных отношений следователя, прокурора, судьи, защитника с различными участниками уголовного, гражданского процесса, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания. Владение языком чувств и эмоций – профессионально важное умение юриста. Это помогает распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, правильно выбрать наиболее выразительную форму реагирования, демонстрации своего эмоционального отношения к той или иной ситуации. Игнорирование эмоций понижает качество работы юриста.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Материалы по теме:

Психологические составляющие политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разны ...

Подбор методов и методик исследования
Обратимся к множеству психологических эмпирических методов и рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования. Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить ...

Произвольное и непроизвольное внимание
Со стороны качественной эмпирическая психология характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное. Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие-нибудь внешние раздражения, привлекающие нас с ...