Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы импульсивного ребенка

Страница 1

Одной из важнейших сторон профессиональной культуры педагога следует считать его способности, умения и навыки изучение психики детей.

Особенно огромное значение в последние время имеет диагностика коррекции психического развития ребенка. В психологии чаще всего используется понятие, «психодиагностика», под которой понимается процесс выявления индивидуальных особенностей развития личности и состояния межличностного взаимодействия с помощью специальных методов.

Психологическая коррекция – это психолого–педагогическое воздействие на психику отдельного ребенка или на социально – психологическое состояние деткой группы с целью что-то улучшить или исправить в случае необходимости.

Важно подчеркнуть, что диагностика и коррекция всегда находится в единстве, иными словами процесс изучения тех или иных особенностей психики детской группы обязательно сопровождается воздействием, последствие которого педагоги должны предвидеть и учитывать.

Если говорить о СДВГ, то поскольку этот синдром имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления, то и диагностическая и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогами, при активном участии родителей.

Психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие гиперактивности, должно включать несколько направлений:

· уровень развития внимания, памяти, мышления;

· эмоциональные особенностей личности;

· особенности поведения детей дома и в детском саду;

· Изучение восприятие ребенком семейного климата.

Обязательным являются беседы и анкетирование родителей, и изучение стилей воспитания в семье.

На сегодняшний день педагоги хорошо «вооружены» методами изучения психики гиперактивного ребенка, наиболее эффективные из них приведены в приложении № 1.

На основе предложенной диагностической программы была проведена психодиагностика детей старшей группы ДОУ № 121 Невского района.

Целью психодиагностики было выявление детей с признаками гиперактивности и изучение их эмоциональной сферы. Для этого были решены следующие задачи:

· Изучены и проанализированы литературные источники по диагностики СДВГ;

· Была разработана диагностическая программа для выявления таких детей в группе;

· Проведена психодиагностика с участием педагогов группы: воспитателя, логопеда, руководителя физического воспитания, а также родителей.

Психодиагностика включала в себя несколько этапов:

I. этап – анализ медицинских данных

II. этап – выявление гиперактивных детей.

III. этап – изучение их эмоционально – личностных особенностей восприятия семейных отношений.

I. этап. Анализ медицинских карт детей.

В анализе медицинских карт, внимание уделялось тем детям, у которых невропатолог отметил те или иные нарушения, таких детей оказалось трое из четырнадцати.

Это Басаревский Илья, Громов Дима, Потапов Вадик у них в медицинских картах стоит диагноз синдром дефицита внимания.

II. этап. В отношении этих детей применялись следующие методы:

· Стандартизированное наблюдение (Приложение № 2)

· Анкеты для родителей и других педагогов (Приложение № 3 и 4)

Стандартизированное наблюдение, критерии, для которых разработаны Американской психиатрической ассоциаций. (Приложение №2).

В нем дается по 9 признаков для измерения нарушений внимания и гиперактивности – импульсивности.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствие 6 и более признаков из I изменения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «СДВГ с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушения внимания используется формулировка «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

При диагностике необходимо обращать внимание на то, что симптомы расстройства должны появляться до 8 лет, наблюдаться до 6 месяцев в 2-х сферах деятельности (дома и в детском саду). Поэтому для уточнения результатов наблюдения, на основе данных критериев, педагогам группы и родителям были предложены анкеты, разработанные А. А. Реаном (Приложение № 3, 4).

При стандартизированном наблюдении воспитатель и психолог у Басаревского Ильи отмечены изменения:

1) нарушение внимания - 4 признака из 9 (не может сосредоточится, делает много ошибок из-за невнимательности; легко отвлекается; не может до конца закончить поставленную задачу; избегает выполнения задач требующих постоянного внимания).

2) гиперактивность - 4 признака из 6 (не способен усидеть на месте; много и нецеленаправленно двигается; не может тихо и спокойно играть; всегда нацелен на движения).

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

«Развитие»
В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказ ...

Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40] В психодиагностике об интеллектуальных с ...

Феноменология малых групп
Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек ...