Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы импульсивного ребенка

Страница 1

Одной из важнейших сторон профессиональной культуры педагога следует считать его способности, умения и навыки изучение психики детей.

Особенно огромное значение в последние время имеет диагностика коррекции психического развития ребенка. В психологии чаще всего используется понятие, «психодиагностика», под которой понимается процесс выявления индивидуальных особенностей развития личности и состояния межличностного взаимодействия с помощью специальных методов.

Психологическая коррекция – это психолого–педагогическое воздействие на психику отдельного ребенка или на социально – психологическое состояние деткой группы с целью что-то улучшить или исправить в случае необходимости.

Важно подчеркнуть, что диагностика и коррекция всегда находится в единстве, иными словами процесс изучения тех или иных особенностей психики детской группы обязательно сопровождается воздействием, последствие которого педагоги должны предвидеть и учитывать.

Если говорить о СДВГ, то поскольку этот синдром имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления, то и диагностическая и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогами, при активном участии родителей.

Психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие гиперактивности, должно включать несколько направлений:

· уровень развития внимания, памяти, мышления;

· эмоциональные особенностей личности;

· особенности поведения детей дома и в детском саду;

· Изучение восприятие ребенком семейного климата.

Обязательным являются беседы и анкетирование родителей, и изучение стилей воспитания в семье.

На сегодняшний день педагоги хорошо «вооружены» методами изучения психики гиперактивного ребенка, наиболее эффективные из них приведены в приложении № 1.

На основе предложенной диагностической программы была проведена психодиагностика детей старшей группы ДОУ № 121 Невского района.

Целью психодиагностики было выявление детей с признаками гиперактивности и изучение их эмоциональной сферы. Для этого были решены следующие задачи:

· Изучены и проанализированы литературные источники по диагностики СДВГ;

· Была разработана диагностическая программа для выявления таких детей в группе;

· Проведена психодиагностика с участием педагогов группы: воспитателя, логопеда, руководителя физического воспитания, а также родителей.

Психодиагностика включала в себя несколько этапов:

I. этап – анализ медицинских данных

II. этап – выявление гиперактивных детей.

III. этап – изучение их эмоционально – личностных особенностей восприятия семейных отношений.

I. этап. Анализ медицинских карт детей.

В анализе медицинских карт, внимание уделялось тем детям, у которых невропатолог отметил те или иные нарушения, таких детей оказалось трое из четырнадцати.

Это Басаревский Илья, Громов Дима, Потапов Вадик у них в медицинских картах стоит диагноз синдром дефицита внимания.

II. этап. В отношении этих детей применялись следующие методы:

· Стандартизированное наблюдение (Приложение № 2)

· Анкеты для родителей и других педагогов (Приложение № 3 и 4)

Стандартизированное наблюдение, критерии, для которых разработаны Американской психиатрической ассоциаций. (Приложение №2).

В нем дается по 9 признаков для измерения нарушений внимания и гиперактивности – импульсивности.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствие 6 и более признаков из I изменения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «СДВГ с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушения внимания используется формулировка «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

При диагностике необходимо обращать внимание на то, что симптомы расстройства должны появляться до 8 лет, наблюдаться до 6 месяцев в 2-х сферах деятельности (дома и в детском саду). Поэтому для уточнения результатов наблюдения, на основе данных критериев, педагогам группы и родителям были предложены анкеты, разработанные А. А. Реаном (Приложение № 3, 4).

При стандартизированном наблюдении воспитатель и психолог у Басаревского Ильи отмечены изменения:

1) нарушение внимания - 4 признака из 9 (не может сосредоточится, делает много ошибок из-за невнимательности; легко отвлекается; не может до конца закончить поставленную задачу; избегает выполнения задач требующих постоянного внимания).

2) гиперактивность - 4 признака из 6 (не способен усидеть на месте; много и нецеленаправленно двигается; не может тихо и спокойно играть; всегда нацелен на движения).

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Ошибки интервьюеров
Число видов ошибок , допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа: · ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент "замыкается ...

Развитие внимания
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешн ...

Историческое преобразование определений предмета психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: 1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. 2. В психологии как бы ...