Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности [21].
Мотив посещения школы не равнозначен мотиву обучения. Оба эти мотива в организации поведения и учебной деятельности детей могут действовать в одном направлении, а могут и расходиться.
Потребностями, приводящими ребенка в школу, могут быть: познание, престиж, стремление к взрослости (желание называться школьником, а не детсадовцем), требование родителей. В 70-х годах XX века ведущая роль среди мотивов посещения школы отводилась стремлению к познанию. Божович Л.И. писала, что «дети в первую очередь говорят о своем желании учиться. < .> Именно стремление учиться, а не только внешние атрибуты школьной жизни являются важным мотивом поступления в школу» [12]. Отсутствие познавательного мотива обучения свидетельствовало о неготовности к школе. Но и в настоящее время о мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе говорят только в том случае, если они относятся к обучению как к серьезной деятельности, у них проявляется познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладеть новыми знаниями и умениями [21].
Помимо уже указанных мотивов посещения школы уместно было бы отметить, что для некоторых детей наибольший интерес представляет общение со сверстниками и, в частности, игры с ними (игровой мотив). Непомнящая Н.И., Неверович Я.З., Маркова А.К. полагают, что за игровым мотивом остается наибольшая побудительная сила. Это обусловлено тем, что еще не произошла смена ведущего вида деятельности. Большой интерес к игровой деятельности проявляется, в частности, в том, что во время выполнения заданий ребенок отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.
В число мотивов обучения, характерных для младших школьников, могут входить следующие: социальные (беспрекословное выполнение требований взрослых и прежде всего учителя), желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником), интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности [21].Последние два мотива, из приведенных, часто оказываются «знаемыми», а не реально действующими.
Ориентация на будущее у детей развивается медленно. В 1-м классе всего 5% детей учитывают в своем поведении отдаленное будущее [21].
Вместе с тем в период обучения в начальной школе отмечается уменьшение числа детей, которые учатся из-за интереса (с 25% до 5%). Частично, это обусловлено особенностями организации учебного процесса.
Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает более чем у половины младших школьников. Однако у школьников 1-2 классов эта роль своеобразна. По данным Божович Л.И., они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
В 3-4 классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету.
Таким образом, достаточно широкий круг потребностей младших школьников может выступать в качестве ведущих мотивов учебной деятельности. Изучение частоты их встречаемости осложняется тем, что часть мотивов могут быть знаемыми, а не реально действующими. Формирование мотивации рассматривалось советскими психологами как развитие познавательной и социальной активности и, соответственно, актуализация таких учебных мотивов, как стремление к новым знаниям и способам их приобретения, стремление к самообразованию, укрепление чувства долга и др. [32]. Следовательно, чем в большей степени выражены данные мотивы, тем более ребенок будет адаптирован к условиям учебной деятельности. В то же время изучение особенностей мотивации учебной деятельности мальчиков и девочек не проводилось.
Материалы по теме:
Отношение с учениками
Прежде чем нам рассмотреть формирование школы, будет лучше рассмотреть отношение Фрейда с учениками, так как именно из переписки с ними и с друзьями можно увидеть, как начала зарождаться школа психоанализа, как внутри неё строились отноше ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно.
Ощущения и восприятия.
О ...
Когнитивные особенности в младшем школьном возрасте
обую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, в частности, школьной тревожности как специфического вида тревожности, проявляющегося в младшем школьном возрасте в связи с вхождени ...
Главные разделы