По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.
Весь процесс допроса включает в себя как минимум четыре этапа:
- установление психологического контакта с допрашиваемым;
- свободный рассказ допрашиваемого;
- постановка уточняющих вопросов;
- ознакомление с протоколом и магнитной записью показании.
Поэтому не рекомендуется прерывать свободное течение рассказа репликами и вопросами, чтобы не помешать последовательности изложения.
Вопросы, которые задаются в процессе допроса можно разделить на:
- дополняющие
– задаются с целью устранения определенных пробелов в даваемых показаниях;
- уточняющие
– помогают детализировать, конкретизировать показания;
- напоминающие
– направлены на оживление памяти, на возникновение тех или иных ассоциаций;
- контрольные
– задаются с целью проверки достоверности полученных в процессе допроса сведений;
- изобличающие
– преследуют цель отсечь попытку давать ложные показания.
Кроме этого в следственной практике применяется так называемый повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. Смысл этого мероприятия в том, что при повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции
, под которым понимается усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.
Приемы по «оживлению» ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.
В случаях, когда не удается установить раппорт с допрашиваемым по причине его нежелания давать показания (установочное поведение), необходимо убедить его в неправильности выбранной позиции либо подбросить мысль о том, что его соучастники уже дали соответствующие показания. Иногда срабатывает прием использования противоречий между интересами соучастников.
Ложные показания обвиняемых связаны с желанием избежать ответственности, понести наказание за преступление. Встречаются и оговоры других соучастников или наоборот смягчить их вину по причине корпоративной солидарности, круговой поруки. Нередки оговоры и по причине нездоровой психики или из желания скрыть неблаговидные поступки близкого человека.
Надо сказать, что ложные показания могут давать не только подозреваемые, но и свидетели и потерпевшие (страх, нежелание испортить отношения или просто проходить по делу).
В следственной практике существует много приемов изобличения во лжи и оказания на подозреваемого правомерного психологического давления. Вот некоторые из них:
Убеждение
– обращение к здравому смыслу допрашиваемого, объяснение ему пагубных последствий лжи и благоприятных при содействии расследования.
Использование чувства значимости
– идет аппеляция к самоуважению, собственной значимости, к честности и порядочности, к заслугам в прошлом, авторитету, личному и социальному статусу, что позволяет убедить допрашиваемого быть откровенным и правдивым. Даже обращение по имени и отчеству способно кардинально поменять атмосферу допроса.
Пресечение лжи
– применяется в тех случаях, когда нет необходимости давать возможность допрашиваемому продолжать высказывать заведомо ложную информацию. В этих случаях ложь пресекается на корню путем предъявления доказательств или опровержений.
Помощь в выборе
– применяется в случаях, когда у допрашиваемых идет борьба мотивов, когда он находится в состоянии выбора между правдой и ложью. В этом случае следователь с помощью дозированного информационного воздействия пытается подтолкнуть допрашиваемого к тому, чтобы тот стал говорить правду. Эта информация должна содержать нечто, обеспечивающее победу позитивных моментов. После чего целесообразно сделать перерыв в допросе, который будет способствовать появлению у допрашиваемого мотивов говорить правду.
Материалы по теме:
Взгляды З. Фрейда на отношения между сознанием и бессознательным
Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - это ...
Помощь специалистов родителям
Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постара ...
Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.
2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.
3. Изучить существовавшие ран ...


Главные разделы