Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста

Страница 3

В-третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Практически все окружающие гиперактивного ребенка люди (родители, педагоги, сверстники) пребывают в уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взять себя в руки», «собравшись» и так далее.

К сожалению, они ошибаются.

Некоторое время каждый гиперактивный ребенок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих людей «направлять волю», «следить за собой». Постепенно, однако, и он, и другие люди убеждаются в том, что никаких успехов это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Дальше ситуация может развиваться несколькими путями.

Ребенок может «опустить руки» и просто плюнуть на мнение окружающих. «Ну и пусть я буду самым плохой. Чем хуже – тем лучше!» - так звучит его лозунг. Понятно куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит место, где его особенности принимают и одобряют. Это место – улица, двор.

Другой ребенок, с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть, так как во время болезни его не ругают и делают все, что он хочет.

Третий ребенок, самым сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь, приспособиться к обстоятельствам. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением – проявления синдрома резко идут на убыль.

Конечно, поведение ребенка, в значительной мере определяется стилями воспитания в семье. К сожалению, из-за того, что поведение такого ребенка отличается от обычного, родители зачастую не могут «принимать» его так, как других детей. Обычная система «проступок – наказания» в данном случае не эффективна, поведение ребенка не улучшается, несмотря на старания родителей. Ребенок и сам встревожен состоянием взаимоотношений с родителями, но поведения своего не меняет. Родителям и педагогам необходимо понять, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Поэтому не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может»).

В чем же причины возникновения гиперактивности?

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин заболевания, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов. Все точки на причину заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные, генетические.

Биологические факторы.

Биологические факторы по времени их воздействия подразделяются на перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курения матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус – фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Целью ...

Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическим влиянием называют "воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных" [62]. Многие авт ...

Онтогенез психического развития ребёнка
Современная психология четко различает несколько основных этапов онтогенетического развития. Остановимся кратко на каждом их этих этапов, попытаюсь показать, какой основной формой жизнедеятельности характеризуется каждый из них и к каким ...