Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей

Страница 3

В сфере опережающего развития познания выделяют следующие особенности:

1. Широта восприятия. Стремление активно исследовать окружающий мир. Характерно своеобразное любопытство: интересно посмотреть как все устроено.

2. Продолжительный период высокой концентрации внимания и большое упорство в решении той или иной задачи.

3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

4. «Отличная память», которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.

5. Способность к классификации и категоризации информации и опыта, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

6. Часто обладают повышенными математическими способностями.

7. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. Склонность к изобретению своих собственных слов.

8. Способность справляться с познавательной неопределенностью. Способность воспринимать смысловые неясности. Агрессивно реагируют на навязывание готового ответа.

Личностные особенности одаренных детей:

1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Опережающее нравственное развитие.

2. Острая реакция на несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и окружающим.

3. Богатая фантазия. Дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию.

4. Хорошо развитое чувство юмора (игра слов, несоответствия).

5. Эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны.

6. Легкость образования страхов.

7. Нередко развивается негативная самооценка, мотивация к избеганию неудач.

Физические характеристики одаренности.

1. Высокий энергетический уровень.

2. Низкая продолжительность сна.

3. Моторное развитие отстает от интеллектуального.

4. Астигматизм. Сложно менять фокусное расстояние. [41]

Наряду с особенностями одаренных детей Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн выделяют признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:

1. интерес к умственной деятельности;

2. компетентность, не свойственная возрасту;

3. поиск причин, объяснений, доводов;

4. пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

5. разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;

6. обширные знания;

7. хорошая память;

8. богатая фантазия, воображение;

9. пристрастие к играм, требующим сконцентированного внимания и имеющим сложные правила;

10. хорошее владение языком, обширный словарный запас;

11. чувство юмора, повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам;

12. повышенное чувство ответственности. [41]

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходиться сталкиваться и со специфическими трудностями. Так, Уитмор выделяет следующие причины уязвимости одаренных детей:

1. Перфекционизм - стремление к совершенству, которое у одаренных детей проявляется очень рано. Для таких детей характерна внутренняя потребность совершенства.

2. Ощущение неудовлетворенности. Критически относятся к собственным достижениям.

3. Нереалистические цели. Часто ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, они начинают переживать.

4. Сверхчувствительность. Склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятия себя окружающими.

5. Потребность во внимании взрослых в силу природной, повышенной любознательности и стремления к познанию.

6. Нетерпимость. Склонны выражать нетерпение к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. [41]

Фактически в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорят ни о природе творческой одаренности, ни о путях ее развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Чувство неполноценности и чувство общности
А.Адлер считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное ч ...

Манипулятивная установка в контексте профессиональной деятельности менеджера
Одной из основных функций, заложенных в самом понятии "менеджер", является управление. Управление можно определить как "комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или отдельные его звенья с целью упорядочивания … ...

Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая зараб ...