Психология проведения обыска

Страница 1

В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого психологического противодействия с их стороны. Эти лица в процессе проведения обыска имеют возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические особенности и профессиональные качества.

Психология личности обыскиваемого (психология прячущего)

и его поведения во время обыска имеет свои особенности. Чаще это связано с наличием или отсутствием факта неожиданности при его проведении. В первом случае обыскиваемый не сумел или не успел предпринять действий, направленных на сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, был психологически не готов к проведению обыска. А во втором – он предвидел его возможность, в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя, и в зависимости от этого отработал различные варианты своего поведения.

На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления, познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, мотивационную сферу.

В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.

Наиболее часто обыскиваемый пытается укрыть вещественные доказательства в недоступных или труднодоступных местах (чердаки, повалы, мусорные баки, выгребные ямы, колодцы, тайники), рассчитывая, что следователь будет не в состоянии преодолеть существующие преграды поиска.

Но лица, наделенные развитым интеллектом, помимо объективно

недоступных (труднодоступных) мест, нередко используют субъективно

недоступные для обыска места, прибегают к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь не обратит внимание на объекты, открыто находящиеся в его поле зрения. Например, какой-нибудь важный финансовый документ может находиться не в сейфе или тайнике, а прямо на видном месте в газетной стопке и т.п.

Ценную для поиска информацию следователь может получить и в ходе самого обыска, наблюдая за поведением и психофизиологическим состоянием, реакциями обыскиваемого. Поэтому процедуру обыска целесообразнее проводить с помощником, который, помимо поиска, будет незаметно наблюдать за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя в заблуждение или просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различным уловкам:

- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;

- умышленно отвлекают его внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под предлогом какой-либо срочной необходимости;

- дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;

- совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Задачи психологической службы образования
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста. 2) Развитие индивидуальных особенностей детей - инте ...

Третий период в развитии отечественной психологии
После распада СССР в конце 1991г. начинается драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму. На смену догматическому курсу п ...

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...